Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (постатейный)

Комментарий к статье 7. Общедоступная информация


В статье говорится об общедоступной информации - одном из обозначенных в ч.2 ст.5 комментируемого Закона видов информации, выделяемых в зависимости от категории доступа к информации. Вторым таким видом является информация, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа). В Законе 1995 года об информации такое регулирование не содержалось. В пункте 1 ст.10 данного Закона указывалось лишь то, что государственные информационные ресурсы РФ являются открытыми и общедоступными, а также то, что исключение составляет документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа.

Часть 1 комментируемой статьи определяет, что к общедоступной информации относится информация, доступ к которой не ограничен. Ограничение доступа к информации регламентировано статьей 9 комментируемого Закона, согласно ч.1 которой ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Акты законодательства могут содержать специальные определения понятия общедоступной информации. Так, в пункте 2 ст.30 Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (в ред. Федерального закона от 4 октября 2010 года N 264-ФЗ) определено, что общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признается информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с названным Федеральным законом.

________________

СЗ РФ, 1996, N 17, ст.1918; 2010, N 41 (ч.II), ст.5193.


В актах законодательства может содержаться прямое указание на то, что соответствующая информация является или должна являться общедоступной. В качестве примера можно привести норму ч.10 ст.5 Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", в соответствии с которой официальная статистическая информация является общедоступной, за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральными законами. Там же предусмотрено, что обеспечение доступа заинтересованных пользователей официальной статистической информацией к общедоступной официальной статистической информации осуществляется путем ее предоставления или распространения.

________________

СЗ РФ, 2007, N 49, ст.6043.


Другим примером может служить норма ч.1 ст.10 Федерального закона от 5 июля 1996 года N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности", устанавливающая, что сведения о безопасности генно-инженерной деятельности являются общедоступными. Как предусмотрено в ч.2 указанной статьи, юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны по просьбе заинтересованных лиц предоставлять информацию об уровне риска и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности. При этом установлено, что сведения о генно-инженерной деятельности, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, предоставляются в установленном порядке.

________________

СЗ РФ, 1996, N 28, ст.3348.


В качестве отдельного подвида общедоступной информации часть 1 комментируемой статьи называет общеизвестные сведения. В этом отношении небезынтересным является то, что в процессуальном законодательстве используется понятие общеизвестных обстоятельств. Так, в части 1 ст.61 ГПК РФ предусмотрено, что обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. В точности аналогичная процессуальная норма содержится в ч.1 ст.69 АПК РФ. Как видно, для процессуальных целей общеизвестными обстоятельства признает суд, рассматривающий соответствующее дело.

В определенной степени подобным образом в подп.1 п.1 ст.111 части первой НК РФ (в ред. Федерального закона от 9 июля 1999 года N 154-ФЗ) использовано понятие общеизвестных фактов - в указанной норме предусмотрено, что стихийное бедствие или другие чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания.

________________

СЗ РФ, 1999, N 28, ст.3487.


В части 2 комментируемой статьи определен правовой режим использования общедоступной информации: информация данного вида может использоваться любыми лицами по их усмотрению, но при соблюдении установленных федеральными законами ограничений в отношении распространения такой информации. Распространение информации регламентировано статьей 10 комментируемого Закона, в ч.1 которой предусмотрено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством РФ. Статья 10_2 данного Закона определяет особенности распространения общедоступной информации блогером (см. комментарий к указанным статьям).

Часть 3 комментируемой статьи предусматривает право обладателя информации, ставшей общедоступной по его решению, требовать от лиц, распространяющих такую информацию, указывать себя в качестве источника такой информации. Ранее в пункте 2 ст.12 Закона 1995 года об информации содержалось совершенно иное правило - предусматривалось, что информация, полученная на законных основаниях из государственных информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть использована ими для создания производной информации в целях ее коммерческого распространения с обязательной ссылкой на источник информации.

Как предусмотрено в ч.3 ст.16 комментируемого Закона, требования о защите общедоступной информации могут устанавливаться только для достижения целей, указанных в п.1 и 3 ч.1 данной статьи, а именно: обеспечение защиты информации от неправомерного доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространения, а также от иных неправомерных действий в отношении такой информации (п.1); реализация права на доступ к информации (п.3).

В части 4 комментируемой статьи определено понятие общедоступной информации, размещаемой в форме открытых данных, - это информация, размещаемая ее обладателями в сети "Интернет" в формате, допускающем автоматизированную обработку без предварительных изменений человеком в целях повторного ее использования - а частями 5 и 6 данной статьи регламентировано размещение информации в форме открытых данных. Указанные части введены с 1 июля 2013 г. Федеральным законом от 7 июня 2013 года N 112-ФЗ, принятым в рамках регламентации размещения государственными органами информации о своей деятельности в сети Интернет в форме открытых данных.

Часть 5 комментируемой статьи предписывает при размещении информации в форме открытых данных размещается в сети "Интернет" учитывать требования законодательства РФ о государственной тайне. При этом на случай, когда размещение информации в форме открытых данных может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну, предусмотрено, что размещение указанной информации в форме открытых данных должно быть прекращено по требованию органа, наделенного полномочиями по распоряжению такими сведениями. О понятии законодательства РФ о государственной тайне, а также о составе сведений, составляющих государственную тайну, см. ст.9 Закона и комментарий к ней.

В части 6 комментируемой статьи, во-первых, установлена необходимость прекращения размещения информации в форме открытых данных по решению суда в случаях, когда размещение информации может повлечь за собой нарушение прав обладателей информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральными законами, или нарушение прав субъектов персональных данных, и, во-вторых, предусмотрена возможность приостановления или прекращения по требованию уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных размещения информации в форме открытых данных в случаях, когда размещение информации в форме открытых данных осуществляется с нарушением требований Федерального закона "О персональных данных". Об ограничении доступа к информации, а также о федеральном законе о персональных данных, устанавливающем порядок доступа к персональным данным граждан (физических лиц), см. ст.9 Закона и комментарий к ней.