Действующий

Об утверждении федеральной целевой программы "Развитие Республики Карелия на период до 2030 года" (с изменениями на 22 июня 2024 года)

3. Обоснование необходимости использования программно-целевого метода

Усугубление негативных тенденций в Республике Карелия связано прежде всего с тем, что основой ее экономики является промышленность, представленная в основном градообразующими предприятиями с изношенными и морально устаревшими основными фондами, работающими в секторах традиционной специализации (лесопромышленном и горнопромышленном комплексах) и определяющими экономический и бюджетный потенциалы территории.

Недостаточная развитость транспортной инфраструктуры в регионе является еще одним из сдерживающих факторов развития экономического потенциала Республики Карелия. Доля автомобильных дорог регионального значения на территории Республики Карелия, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования на территории Республики Карелия составляет 63,84 процента. Такой показатель на 8,74 процентного пункта выше средней величины этого показателя по Российской Федерации.

На опорной сети автомобильных дорог, обеспечивающих транспортную связь от федеральных трасс к городам Республики Карелия, границе с Финляндской Республикой и соседним субъектам Российской Федерации, имеются участки, состояние которых препятствует полноценному развитию экономики, в том числе увеличению грузопотоков и использованию туристского потенциала Республики Карелия в полном объеме. Кроме того, из 496 автомобильных дорожных мостов, расположенных на дорожной сети регионального значения на территории Республики Карелия, 192 моста являются деревянными, при этом четверть из них находится в неудовлетворительном состоянии. Ряд железобетонных мостов, построенных в период 60-х годов XX века, также требует выполнения работ по их реконструкции.

Авиационная инфраструктура в Республике Карелия не в полной мере соответствует нормативным требованиям.

Для некоторых населенных пунктов Республики Карелия авиация является единственным видом транспорта, обеспечивающим не только круглогодичную транспортную доступность, но и решение вопросов жизнедеятельности населения. Недостаточное развитие наземных коммуникаций, труднодоступность отдаленных, особенно северных, районов, а также отсутствие альтернативного вида транспорта определяют необходимость развития авиационного сообщения в регионе.

Указанные обстоятельства отрицательно влияют на инвестиционную привлекательность Республики Карелия и сохраняют негативные тенденции в экономике и доходной части бюджета, угрожая нарастанием социальной напряженности.

Государственная поддержка развития Республики Карелия осуществляется в рамках ряда федеральных целевых программ. Однако острота и масштабность сложившейся ситуации в экономике Республики Карелия требуют применения программно-целевого метода решения проблемы стабилизации экономического положения Республики Карелия для обеспечения в обозримой перспективе базиса устойчивого экономического роста и диктуют необходимость концентрации усилий отраслевых ведомств, различных видов государственной поддержки и финансовой помощи за счет средств федерального бюджета в рамках отдельной федеральной целевой программы.

В соответствии со Стратегией развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 г. N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", выполнение основных задач в сфере социального развития Арктической зоны Российской Федерации обеспечивается путем модернизации первичного звена здравоохранения, создания условий для увеличения доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, формирования в населенных пунктах современной городской среды.

Таким образом, поставленные в рамках Программы задачи будут охватывать наиболее актуальные и приоритетные для Республики Карелия проблемы, предусматривать реконструкцию существующих предприятий и объектов инфраструктуры, в том числе социальной, а также строительство новых производств с созданием рабочих мест. Выполнение Программы позволит осуществлять мероприятия по развитию Республики Карелия в едином комплексе, согласовывать приоритеты федерального, регионального и местного уровней, координировать действия всех заинтересованных сторон и концентрировать ресурсы при решении поставленных задач.

Целесообразность применения программно-целевого метода обусловлена тем, что в рамках Программы предполагается реализация экономически значимых проектов, в том числе направленных на снятие инфраструктурных ограничений Республики Карелия, что потребует достижения баланса интересов власти, общества и бизнеса.

Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной региональной политики в Республике Карелия:

комплексность механизма, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем Республики Карелия;

координация государственных усилий по обеспечению экономического роста и стратегическое единство в принятии решений на всех уровнях исполнительной власти;

аккумулирование расходов бюджетов всех уровней для реализации Программы, а также координация, планирование и контроль таких расходов.