(Глава введена Федеральным законом от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ; вступает в силу с 1 марта 2015 года)
Законом N 171-ФЗ ЗК РФ был дополнен новой главой "Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности". При этом порядок предоставления земельных участков претерпел существенные изменения. В качестве наиболее значимых новелл можно выделить следующие. Во-первых, законодатель отказался от существующего двойственного подхода к регулированию процедур предоставления земельных участков в зависимости от цели такого предоставления (для строительства и для целей, не связанных со строительством). Во-вторых, предусмотрен переход к основному способу предоставления земельных участков - по результатам аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков. Исключения из данного правила предусмотрены непосредственно в ЗК РФ. В-третьих, четко определено, на каком праве предоставляется земельный участок без проведения торгов (аренда, собственность, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование), а также в каких случаях предоставление в собственность осуществляется на основании договора купли-продажи земельного участка, а в каких - бесплатно на основании решения уполномоченного органа. Таким образом, можно констатировать, что ЗК РФ стал действительно кодифицирующим актом в данной сфере. В-четвертых, комментируемой главой детально урегулированы процедурные вопросы проведения аукционов по продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, аукционов на право заключения договоров аренды таких земельных участков, а также предоставления земельных участков без проведения торгов. Такой подход представляется оправданным, поскольку именно недостаточное правовое регулирование указанных вопросов приводило к неоднозначному пониманию и применению норм на практике, а соответственно и к злоупотреблениям как со стороны органов власти, так и со стороны граждан и юридических лиц. В-пятых, положения комментируемой статьи предусматривают возможность заинтересованных лиц обращаться с заявлением о проведении аукционов или предоставлении без торгов земельных участков, в том числе подлежащих образованию, и обязанность уполномоченных органов отреагировать на такое заявление. При этом установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа, т.е. положения комментируемой статьи направлены на создание условий для вовлечения земельных участков в оборот.
________________
Отказ от разных процедур означает наличие общих подходов к предоставлению земельных участков, но не исключает установление тех или иных особенностей (например, в части содержания извещения о проведения аукциона и др.). Так, важно отметить, что согласно п.14 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" применительно к городу федерального значения Москве, к Московской области и в других случаях применительно к муниципальным образованиям, в которых по состоянию на 1 января 2015 года правила землепользования и застройки не утверждены, с 1 июля 2016 года при отсутствии правил землепользования и застройки предоставление земельных участков с основным видом разрешенного использования, предусматривающим строительство зданий, сооружений, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не осуществляется. Настоящее правило не распространяется на земельные участки, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Статьей 34 Закона N 171-ФЗ также предусматривает ряд переходных положений, позволяющих реализовать возможность предоставления без проведения торгов земельного участка лицу, по заявлению которого до 1 марта 2015 года были начаты соответствующие процедуры (например, принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством, или в целях предоставления такого земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, на основании заявления гражданина опубликовано сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства).
Таким образом, положения комментируемой главой направлены на устранение многочисленных проблем в области предоставления земельных участков, выявленных в ходе правоприменительной практики, а также на обеспечение максимальной прозрачности, понятности и объективности соответствующих процедур.