ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ПРИКАЗ
от 2 апреля 2015 года N 622/2-д
О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении ОАО "Иркутская электросетевая компания" о досудебном рассмотрении спора со Службой по тарифам Иркутской области
(вх. N ФСТ-15439-27 от 16.06.2014)
В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669, на основании заявления ОАО "Иркутская электросетевая компания" (регистрационный вх. N ФСТ-15439-27 от 16.06.2014) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, со Службой по тарифам Иркутской области, рассмотрев представленные со стороны ОАО "Иркутская электросетевая компания" и Службы по тарифам Иркутской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказа Службы по тарифам Иркутской области от 19.12.2013 N 256/1-спр "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Иркутской области на 2014 год", установлено следующее.
В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора ОАО "Иркутская электросетевая компания" заявляет требование к Службе по тарифам Иркутской области признать экономически обоснованными и подлежащими учету в единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год расходы по следующим статьям затрат: "Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в электрических сетях" в размере 3049706,00 тыс.руб., "Страховые взносы в НПФ" в размере 73513,00 тыс.руб., "Плата за владение и (или) пользование имуществом (арендная плата)" в размере 84184,00 тыс.руб., "Расходы на страхование" в размере 234168,00 тыс.руб., "Прибыль на социальное развитие и прибыль на поощрение" в размере 103380,00 тыс.руб., "Выпадающие доходы от технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год" в размере 903217,00 тыс.руб.
Общая сумма подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных расходов в единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год составляет, по мнению ОАО "Иркутская электросетевая компания", 1636130,00 тыс.руб.
Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "Иркутская электросетевая компания" рассчитываются и устанавливаются Службой по тарифам Иркутской области методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В рамках досудебного рассмотрения спора ФСТ России был произведен анализ экспертных материалов, представленных со стороны Службы по тарифам Иркутской области по делу об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "Иркутская электросетевая компания" на 2014 год в разрезе оспариваемых организацией в досудебном порядке статей расходов, по результатам которого отмечено следующее.
По статье "Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в электрических сетях" отмечается, что спор заявлен в части величины цены потерь (тарифа на покупку потерь), спора в части утвержденного нормативного объема потерь электрической энергии между сторонами не имеется.
ФСТ России отмечает, что при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год для ОАО "Иркутская электросетевая компания" Службой по тарифам Иркутской области было допущено нарушение п.81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" (далее - Основы ценообразования), выразившееся в неучете показателей (составляющих) тарифа покупки потерь для "Иркутская электросетевая компания" на 2014 год, содержащихся в официальном прогнозе НП "Совет рынка", опубликованного 28.11.2013, данными которого Служба по тарифам Иркутской области располагала на момент установления тарифов на 2014 год.
Анализ фактической деятельности ОАО "Иркутская электросетевая компания" за 7 (семь) месяцев 2014 года (период январь-июль) позволил установить, что фактическая цена потерь (тариф на покупку потерь) за данный период превысила учтенное Службой по тарифам Иркутской области плановое значение, в связи с чем у регулируемой организации в 2014 году могут возникнуть экономически обоснованные расходы на оплату нормативных потерь, некомпенсируемые тарифной выручкой от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2014 год.
В соответствии с п.37 Основ ценообразования в течение долгосрочного периода регулирования регулирующие органы ежегодно в соответствии с методическими указаниями осуществляют корректировку необходимой валовой выручки и (или) цен (тарифов), с учетом отклонения цен на электрическую энергию и мощность, приобретаемые организацией по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью на оптовом рынке для компенсации нормативных потерь, от цен, используемых при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Служба по тарифам Иркутской области в представленных экспертных материалах (стр.2 Пояснений Службы по тарифам Иркутской области на заявление ОАО "Иркутская электросетевая компания" о досудебном рассмотрении спора, письмо исх. N 79-37-2334 от 21.07.2014) подтверждает данный факт и выражает готовность компенсировать ОАО "Иркутская электросетевая компания" указанные неучтенные экономически обоснованные расходы при установлении тарифов на последующие периоды регулирования.
По статьям "Прочие экономически обоснованные расходы из себестоимости и прибыли" (по подстатьям "Страховые взносы в НПФ", "Прибыль на социальное развитие", "Прибыль на поощрение", "Расходы на страхование") ФСТ России не усматривает в действиях Службы по тарифам Иркутской области методологических и (или) иных нарушений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в процессе их определения и учета в установленных единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год.
Службой по тарифам Иркутской области учтены в действующих единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на 2014 год расходы, носящие обязательный характер (ОСАГО, страхование гражданской ответственности в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, страхование ответственности за причинение вреда в результате террористического акта на объектах топливно-энергетического комплекса), а также выплаты, предусмотренные Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике на 2013-2015 годы в пределах нормативных значений (материальная помощь к отпуску, материальная помощь в связи с регистрацией брака, рождением ребенка, смертью работника и близких родственников).
ФСТ России отмечает, что планируемые ОАО "Иркутская электросетевая компания" дополнительные расходы по вышеуказанным статьям носят добровольный характер (не являются обязательными) и их учет в тарифах на услуги по передаче электрической энергии приведет к необоснованному повышению тарифной нагрузки на потребителей Иркутской области, при этом экономического обоснования целесообразности учета этих расходов со стороны регулируемой организации не представлено.
Помимо этого, указанные расходы были исключены Службой по тарифам Иркутской области с учетом правовой позиции, изложенной в представлении прокуратуры Иркутской области от 28 ноября 2013 года N 7/1-05-2013 об устранении нарушений федерального законодательства при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО "Иркутская электросетевая компания" на 2012-2013 годы, а также предостережении прокуратуры Иркутской области о недопустимости нарушений законодательства о ценообразовании при установлении тарифов от 29 ноября 2013 года N 7/1-05-2013.
С учетом вышеизложенных доводов ФСТ России считает требования ОАО "Иркутская электросетевая компания" по статьям "Прочие экономически обоснованные расходы из себестоимости и прибыли" (по подстатьям "Страховые взносы в НПФ", "Прибыль на социальное развитие", "Прибыль на поощрение", "Расходы на страхование") необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
По статье "Плата за владение и (или) пользование имуществом (арендная плата)" отмечается, что в соответствии с пп.5 п.28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и обязательных налоговых платежей, относящихся к арендуемому имуществу.
Одновременно, ФСТ России отмечает, что договоры аренды, расходы по которым оспариваются ОАО "Иркутская электросетевая компания" в рамках досудебного рассмотрения спора, заключены регулируемой организацией с муниципальными органами власти Иркутской области.
В соответствии с действующим законодательством, амортизация не начисляется на объекты электросетевого хозяйства, находящиеся в муниципальной собственности, при этом муниципальные органы власти не являются плательщиками налога на имущество, а также иных налоговых платежей по данным объектам основных фондов.
В соответствии с частью 3 статьи 215, статьи 294 и статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего муниципального образования.
ФСТ России считает необходимым предложить Службе по тарифам Иркутской области дополнительно рассмотреть величину расходов на арендную плату, в т.ч. с учетом запроса обосновывающих документов.
По статье "Выпадающие доходы от технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год" отмечается, что расчет, представленный ОАО "Иркутская электросетевая компания", не может рассматриваться как подтверждающий экономическую обоснованность заявленных регулируемой организацией выпадающих доходов в объеме 903217,00 тыс.руб. в силу следующего.
В представленном регулируемой организацией расчете из суммарного объема расходов не выделены (не разделены) фактические расходы по технологическому присоединению льготной категории потребителей за 2012 год, относимые на себестоимость по технологическому присоединению, и фактические расходы из прибыли, профинансированные за счет средств утвержденной инвестиционной программы ОАО "Иркутская электросетевая компания" от деятельности по передаче электрической энергии, что не позволяет определить корректный фактический объем выпадающих доходов по технологическому присоединению льготной категории потребителей за 2012 год и исключить двойной учет указанных расходов.
Также, представленная со стороны ОАО "Иркутская электросетевая компания" в адрес ФСТ России на досудебное рассмотрение спора обосновывающая документация (в т.ч. учетная политика и утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета) не позволяет удостовериться в том, что регулируемая организация ведет раздельный учет расходов и доходов по видам деятельности в соответствии с законодательством.
Таким образом, ФСТ России указывает, что определить корректный экономически обоснованный фактический объем выпадающих доходов ОАО "Иркутская электросетевая компания" по технологическому присоединению льготной категории потребителей за 2012 год на основании представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и расчетов не представляется возможным.
Кроме того, согласно положениям Основ ценообразования, "выпадающие доходы" от предоставления льготы по технологическому подключению могут образовываться у сетевой компании исключительно в плановом периоде регулирования, то есть при установлении тарифов на 2014 год подлежали учету выпадающие доходы, которые должны были образоваться у Заявителя именно в 2014 году.
В то же время, в отношении 2012 года у ОАО "Иркутская электросетевая компания" от предоставления льготы должны были образоваться не выпадающие доходы, а ранее не учтенные в тарифах расходы (поскольку у регулируемой организации могла возникнуть разница между фактически понесенными на подключение потребителями расходами и выручкой полученной от подключённых потребителей по льготной ставке 550 рублей).
Из этого следует, что ОАО "Иркутская электросетевая компания" некорректно заявляются требования в отношении учета выпадающих доходов, учет которых регламентирован пунктом 87 Основ ценообразования, в то время как учет фактически понесенных расходов, ранее не учтенных в тарифах регламентируется пунктом 7 Основ ценообразования.
ФСТ России отмечает, что состав обосновывающих материалов, необходимый для представления в адрес регулирующих органов по статьям "выпадающие доходы от подключения льготных категорий потребителей" и "Экономически обоснованные расходы, фактически понесенные, но ранее не учтенные в тарифах" существенно отличается в силу экономической разницы между доходами и расходами.
Вместе с тем, из представленных Службой по тарифам материалов невозможно сделать вывод о том, что Службой по тарифам анализировались представленные Заявителем материалы и устанавливался факт понесения ОАО "Иркутская электросетевая компания" в 2012 году расходов на подключение льготных категорий потребителей, при это в установленных для ОАО "Иркутская электросетевая компания" на 2012 год тарифах на услуги по передаче электрической энергии средства по статье затрат "выпадающие доходы от технологического присоединения льготных потребителей" не учитывались (были учтены на уровне 0 руб.), из чего следует, что Службой по тарифам Иркутской области не были исполнены положения действующего законодательства в части проведения обязательного анализа экономической обоснованности и документальной подтверждённости расходов регулируемых организаций, а также надлежащего оформления экспертного заключения органа регулирования по делу об установлении соответствующих цен (тарифов) с учетом фиксации результатов.
С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 10.03.2015 N СЗ-10),
приказываю:
1. Частично удовлетворить требования, изложенные ОАО "Иркутская электросетевая компания" в заявлении о досудебном рассмотрении спора со Службой по тарифам Иркутской области.
2. Органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в срок до 10.06.2015 произвести перерасчет экономически обоснованных расходов ОАО "Иркутская электросетевая компания" по статьям спора "Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в электрических сетях", "Плата за владение и (или) пользование имуществом (арендная плата)" за 2014 год, а также по статье "Выпадающие доходы от технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности), в объеме, не превышающем 550 рублей, за 2012 год" в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Службы по тарифам Иркутской области, с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации, и в случае выявления по результатам проведенного анализа, предписанного настоящим пунктом, неучтенных экономически обоснованных расходов ОАО "Иркутская электросетевая компания", учесть их при установлении для ОАО "Иркутская электросетевая компания" тарифов в сфере электроэнергетики на 2015-2016 годы в установленном законодательством порядке (пересмотреть тарифы в сфере электроэнергетики на 2015 год в срок до 15.06.2015, обеспечив их введение в действие с 01.07.2015).
3. Отказать в остальной части заявленных ОАО "Иркутская электросетевая компания" в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.
4. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пункте 2 настоящего приказа решений письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которого предписано пунктом 2 настоящего приказа;
- экспертного заключения по делу об установлении тарифов для ОАО "Иркутская электросетевая компания" на 2015 год, соответствующего законодательству о государственном регулировании цен (тарифов) в электроэнергетики;
- протокола заседания правления органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на котором принималось вышеуказанное решение (с приложением сводной калькуляции затрат, содержащей сведения об исполнении настоящего приказа).
Руководитель Федеральной
службы по тарифам
С.Новиков
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка