Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ВЫСШИЙ ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОВЕТ

РЕШЕНИЕ

от 8 мая 2015 года N 13

О Программе поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы

(с изменениями на 21 декабря 2015 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 декабря 2015 года N 39 (Официальный сайт Евразийской экономической комиссии www.eaeunion.org, 22.12.2015).

____________________________________________________________________



В соответствии с пунктом 6 раздела II Протокола о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) Высший Евразийский экономический совет

решил:

1. Утвердить прилагаемую Программу поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы.

2. Правительствам государств членов Евразийского экономического союза обеспечить проведение мероприятий, необходимых для реализации с 1 января 2016 года государствами-членами Программы, утвержденной настоящим Решением.

3. Евразийской экономической комиссии обеспечить мониторинг выполнения государствами - членами Евразийского экономического союза Программы, утвержденной настоящим Решением, и информировать Высший Евразийский экономический совет о результатах реализации каждого из этапов либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов.

Члены Высшего Евразийского
экономического совета:

     
От Республики Армения

От Республики Беларусь

От Республики Казахстан

От Российской Федерации

     

     

УТВЕРЖДЕНА
Решением Высшего
Евразийского экономического совета
от 8 мая 2015 года N 13

     

Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы

(с изменениями на 21 декабря 2015 года)

     

Паспорт Программы

Наименование

-

Программа поэтапной либерализации выполнения перевозчиками, зарегистрированными на территории одного из государств - членов Евразийского экономического союза, автомобильных перевозок грузов между пунктами, расположенными на территории другого государства - члена Евразийского экономического союза, на период с 2016 по 2025 годы

Основание для разработки

-

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года

Ответственный разработчик

-

Евразийская экономическая комиссия

Соразработчики

-

Министерство транспорта и связи Республики Армения;

Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;

Министерство транспорта Российской Федерации;

(Позиция в редакции, введенной в действие с 21 января 2016 года решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 декабря 2015 года N 39. - См. предыдущую редакцию)

Цели

-

формирование общего рынка автотранспортных услуг в рамках Евразийского экономического союза (далее - Союз) и облегчение доступа перевозчикам государств - членов Союза (далее - государства-члены) к оказанию услуг грузового автомобильного транспорта на всей территории Союза независимо от гражданства и государства регистрации

Задачи

-

определение последовательности действий государств-членов, направленных на поэтапное снятие с 1 января 2016 года ограничений, действующих в отношении перевозок грузов, выполняемых перевозчиком, зарегистрированным на территории одного из государств-членов, между пунктами, расположенными на территории другого государства-члена (каботажных автомобильных перевозок грузов)

Целевые индикаторы и показатели

-

снижение доли порожних пробегов в общем объеме международных перевозок (процентов);

исключение негативного влияния неправомерных каботажных автомобильных перевозок грузов на внутренний рынок автотранспортных услуг;

удельный вес каботажных автомобильных перевозок грузов, выполненных перевозчиками других государств-членов в общем объеме автомобильных перевозок государства-члена (процентов);

снижение затрат на перевозку грузов;

сокращение количества нарушений порядка осуществления перевозки грузов автомобильным транспортом

Этапы и сроки

-

Программа носит долгосрочный характер и подлежит реализации в 4 этапа:

I этап - с 1 января 2016 года по 31 декабря 2017 года;

II этап - с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года;

III этап - с 1 января 2020 года по 31 декабря 2024 года;

IV этап - с 1 января 2025 года

Источники и объемы финансирования

-

бюджеты государств-членов, бюджетные и внебюджетные фонды, прочие источники. Объемы финансирования, необходимые для совершенствования механизма транспортного контроля в пределах территории Союза, модернизации транспортных средств международной перевозки и их оснащения средствами навигации, уточняются государствами-членами по мере необходимости

Ожидаемые конечные результаты

-

снижение удельного веса и протяженности порожних пробегов;

снижение транспортных издержек потребителей услуг грузового автомобильного транспорта; повышение эффективности использования автотранспортных средств при осуществлении международных перевозок грузов;

создание условий для развития конкуренции на рынке автотранспортных услуг и модернизации грузовых автотранспортных средств;

снижение вредного воздействия на окружающую среду;

определение единых условий и правил предоставления услуг грузового автомобильного транспорта в рамках Союза

Контроль за реализацией Программы

контроль за реализацией осуществляют:

в Республике Армения -
Министерство транспорта и связи Республики Армения и Транспортная инспекция Министерства транспорта и связи Республики Армения;

в Республике Беларусь -
Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь и Транспортная инспекция Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь;

в Республике Казахстан -
Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан и Комитет по транспорту Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан;

в Кыргызской Республике -
Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Государственное агентство автомобильного и водного транспорта при Министерстве транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики;

в Российской Федерации -
Министерство транспорта Российской Федерации и Федеральная служба по надзору в сфере транспорта;

(Позиция в редакции, введенной в действие с 21 января 2016 года решением Высшего Евразийского экономического совета от 21 декабря 2015 года N 39. - См. предыдущую редакцию)

     

     

Введение


Настоящая Программа разработана в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор) и является логическим продолжением процесса формирования единого транспортного пространства, общего рынка транспортных услуг Союза и поэтапной либерализации государствами-членами условий предоставления автотранспортных услуг.

Настоящая Программа разработана с учетом особенностей законодательства государств-членов, а также законодательства и опыта Европейского союза.

Внешнеэкономические связи между государствами-членами обеспечиваются практически всеми видами транспорта, при этом автомобильный транспорт играет важную роль в цепи доставки грузов и обеспечивает более 80 процентов общего объема перевозок грузов в государствах-членах, обслуживая практически все отрасли экономики.

Преимуществами автомобильного транспорта по сравнению с другими видами транспорта являются высокая эксплуатационная и коммерческая маневренность, технологическая адаптивность к взаимодействию с другими видами транспорта и возможность доставки грузов "от двери до двери".

Автомобильный транспорт является одним из ключевых элементов развития предпринимательства, особенно малого и среднего бизнеса, наиболее заинтересованного в отправке грузов небольшими партиями.

Закрепление в Договоре положений об углублении интеграции и предоставлении права перевозчикам, зарегистрированным на территориях государств-членов, осуществлять международные автомобильные перевозки грузов на всей территории Союза на безразрешительной основе, в том числе положений о поэтапной либерализации каботажных автомобильных перевозок грузов, является началом формирования общего рынка услуг грузового автомобильного транспорта в рамках Союза.

В настоящей Программе под каботажной автомобильной перевозкой грузов понимается перевозка грузов автомобильным транспортом, осуществляемая перевозчиком, зарегистрированным на территории одного государства-члена, между двумя пунктами, расположенными на территории другого государства-члена.

I. Обзор состояния рынка перевозок грузов автомобильным транспортом


Обзор состояния рынка перевозок грузов автомобильным транспортом за 2005-2013 годы проведен с учетом исследования Международного союза автомобильного транспорта "Состояние автомобильного транспорта в Едином экономическом пространстве" (далее - исследование МСАТ), а также статистических данных Евразийской экономической комиссии, статистических органов, министерств транспорта и ассоциаций автомобильных перевозчиков государств-членов.

В 2013 году на территориях государств-членов автомобильным транспортом в целом было перевезено более 8,8 млрд т грузов, что на 0,5 процента больше по сравнению с 2012 годом и на 6 процентов больше по сравнению с 2005 годом.

Прирост объемов перевозок грузов автомобильным транспортом отмечается в Республике Казахстан, однако в Республике Беларусь и Российской Федерации в 2013 году было отмечено сокращение объемов перевозок грузов автомобильным транспортом (таблица 1 приложения к настоящей Программе).

Грузооборот автомобильного транспорта государств-членов в 2013 году вырос на 67 процентов по сравнению с 2005 годом и превысил 400 млрд т/км (таблица 2 приложения к настоящей Программе).

Для государств-членов характерна общая тенденция увеличения грузооборота автомобильного транспорта.

Доля автомобильного транспорта в объеме перевозок грузов в целом по государствам-членам в 2013 году остается высокой и составляет 82,8 процента, однако отличается по государствам-членам. Наименьшую долю занимает автомобильный транспорт в Республике Беларусь (55,2 процента), но наблюдается тенденция к росту. В Российской Федерации и Республике Казахстан доля перевозок грузов автомобильным транспортом составляет соответственно 80,2 процента и 91 процент от общего объема перевозок грузов (таблица 3 приложения к настоящей Программе).

Согласно исследованию МСАТ в 2005-2013 годах наблюдался рост грузооборота автомобильного транспорта в Республике Казахстан более чем в 3 раза, в Республике Беларусь - более чем в 2 раза, в Российской Федерации - в 1,28 раза.

В 2013 году опережающими темпами выросла доля автомобильного транспорта в грузообороте всех видов транспорта (за исключением трубопроводного транспорта) по сравнению с уровнем 2005 года: в Республике Беларусь - в 1,9 раза, в Республике Казахстан - в 1,8 раза, в Российской Федерации - в 1,1 раза (таблица 4 приложения к настоящей Программе).

Наблюдается также и увеличение расстояний, на которые осуществляются перевозки грузов автомобильным транспортом.

Так, если среднее расстояние перевозки в 2005 году было 30,2 км, то в 2013 году оно составило 47,3 км. При этом в Республике Беларусь среднее расстояние перевозки грузов автомобильным транспортом в 2013 году превысило 128 км (таблица 5 приложения к настоящей Программе).

Динамика объемов перевозок грузов автомобильным транспортом в государствах-членах за 2005-2013 годы представлена в таблице 6 приложения к настоящей Программе.

1. Автомобильный транспорт в Республике Армения


Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в 2013 году в Республике Армения составлял 7,3 млн т, а грузооборот - 0,5 млрд т/км (таблицы 1 и 2 приложения к настоящей Программе).

В Республике Армения зарегистрирована 131 транспортная компания, осуществляющая международные перевозки грузов автомобильным транспортом, из которых 51 компания состоит в Ассоциации международных перевозчиков Республики Армения (AirCA).

В настоящее время парк грузовых автотранспортных средств в Республике Армения насчитывает около 15 тыс. автомобилей.

По системе международной дорожной перевозки (МДП) осуществляют международные перевозки около 650 грузовых автотранспортных средств. За последние 3 года выдача книжек МДП увеличилась на 30 процентов.

По данным AirCA парк грузовых автотранспортных средств в Республике Армения в основном состоит из современных транспортных средств экологического класса Евро-3, Евро-4 и Евро-5.

Среднее расстояние перевозок грузов автомобильным транспортом в Республике Армения в 2013 году составило 66,1 км.

Международные перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляются по территориям 19 иностранных государств.

Протяженность автомобильных дорог общего пользования в Республике Армения составляет 7792 км, из которых 1963,8 км отнесены к республиканским автомобильным дорогам и 5828,2 км - к местным автомобильным дорогам.

В рамках транспортного коридора Европа - Кавказ - Азия в Республике Армения осуществляется реализация проекта строительства автомобильной дороги Север - Юг протяженностью 556 км. Срок реализации проекта - 2009-2019 годы. Дорога, которая соединит север и юг страны, будет соответствовать международным стандартам.

2. Автомобильный транспорт в Республике Беларусь


Объем перевозок грузов автомобильным транспортом в 2013 году составил 0,2 млрд т, а грузооборот - 22,9 млрд т/км (таблицы 1 и 2 приложения к настоящей Программе).

Среднее расстояние перевозки грузов автомобильным транспортом в Республике Беларусь по данным МСАТ за 2013 год составило 128,7 км (таблица 5 приложения к настоящей Программе).

В Республике Беларусь зарегистрировано более 414 тыс. грузовых автотранспортных средств, из которых 285 тыс. принадлежат юридическим лицам, 128 тыс. находятся в личной собственности.

В Республике Беларусь международные перевозки грузов автомобильным транспортом осуществляют свыше 15 тыс. автотранспортных средств, в том числе около 12 тыс. автотранспортных средств с применением процедуры МДП.

57 процентов автотранспортных средств, зарегистрированных для осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом с применением процедуры МДП, соответствует экологическим требованиям Евро-4 и Евро-5. Удельный вес новых автотранспортных средств со сроком эксплуатации до 3 лет составляет 36 процентов в общем объеме транспортных средств, допущенных для осуществления автомобильных перевозок грузов с применением процедуры МДП, со сроком эксплуатации от 3 до 7 лет - 36 процентов, со сроком эксплуатации свыше 7 лет - 28 процентов.