Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 16. Государственная регистрация судна и прав на него

1. Государственная регистрация недвижимости и прав на нее осуществляется в соответствии со ст.131 ГК РФ. Общий порядок государственной регистрация недвижимости определен ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Однако согласно ст.4 данного закона, его действие не распространяется на суда внутреннего плавания. То есть, данный закон применяется только к такой недвижимости, которая является таковой в силу природных свойств, и применению по отношению к судам ВВТ не подлежит. Это означает, что нормативную базу регистрации судов ВВТ и прав на них составляет ГК РФ, а также рассматриваемая глава КВВТ РФ и принятые в соответствии с ней подзаконные акты.

Среди подзаконных актов следует отметить, прежде всего: Правила государственной регистрации судов, Правила регистрации судов и прав на них в морских портах, утв. приказом Минтранса РФ от 09.12.2010 N 277; Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утв. приказом МЧС РФ от 29.06.2005 N 500.

В Государственный судовой реестр заносятся записи (данные) как о судне, так и обо всех правах на него и их обременениях, которые подлежат регистрации. В КТМ РФ (ст.33) указано, что судно подлежит регистрации в одном из реестров судов РФ. В п.1 комментируемой статьи, а также в ст.33 КТМ РФ указан перечень реестров судов РФ, в которых в зависимости от условий и иных обстоятельств подлежат государственной регистрации суда. К ним, в частности, относятся:

- Государственный судовой реестр;

- реестр маломерных судов;

- реестр арендованных иностранных судов;

- Российский международный реестр судов;

- реестр строящихся судов.

Подробно государственная регистрация судов и прав на них регламентируется Правилами государственной регистрации судов.

2. В п.1.1 комментируемой статьи указываются суда, которые не подлежат государственной регистрации. Основные критерии такого исключения это:

1) масса;

2) мощность;

3) предназначение.

Полагаем, что такое исключение из общего правила является обоснованным и определенным образом облегчает возможность использования этих судов, так как суда небольшой массы (до 200 килограмм), мощности (до 8 киловатт), а также используемые для строго определенных ограниченных целей (спорт), имеющие в силу этого соответствующие конструктивные особенности, как правило, не предполагают продолжительного периода их использования. Они используются для вспомогательных целей, в связи с чем необходимость в их государственной регистрации отсутствует.

Судно, которому в соответствии с п.8 ст.23 КВВТ РФ временно предоставлено право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в реестре арендованных иностранных судов.

Кроме того, в комментируемой статье (п.2.1) предусмотрена особенность государственной регистрации судов, которые построены исключительно российскими организациями после 01.01.2010. Данная особенность заключается в том, что если эти суда используются, в том числе в целях обеспечения сообщения между портами, расположенными на ВВП РФ, и морскими портами РФ, то эти суда могут быть зарегистрированы в Российском международном реестре судов. Иными словами, данная норма о такой государственной регистрации судов является диспозитивной, так как такие суда могут быть зарегистрированы и в других источниках государственной регистрации судов. Однако установление такой возможности связано с расширением сферы действия Российского международного реестра судов.

3. Понятие государственной регистрации как акта признания и подтверждения государственной властью возникновения (ограничения, перехода, прекращения) прав на судно в соответствии с гражданским законодательством означает, что регистрация, помимо сугубо информационно-формальной функции выполняет и функцию юридического факта, на основании которого только и возможно рассматривать то или иное право (его ограничение, изменение, прекращение) существующим. Аналогичен смысл и п.5 комментируемой статьи - регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке, установленном ГПК РФ.

4. Помимо права собственности на судно регистрации подлежит также право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека судна (см. комментарий к ст.24 КВВТ РФ). Регистрации подлежит передача судна в доверительное управление. Помимо прав, подлежат обязательной регистрации все обременения данных прав (все права третьих лиц на судно) и все сделки, влекущие переход права собственности или иных прав. При продаже судна регистрации подлежит, в силу прямого указания ст.551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость.

5. Вместе с заявлением о регистрации и правоустанавливающими документами в территориальный орган по надзору в сфере ВВТ (именно он регистрирует суда и права на них) должен быть подан документ о внесении платы за регистрацию. Этот платеж является государственной пошлиной и регулируется правилами гл.25.3 НК РФ. Согласно правилу подп.6 п.1 ст.333.18 НК РФ, государственная пошлина за регистрацию судна в Государственном судовом реестре должна уплачиваться до подачи соответствующих документов на регистрацию.

Размеры госпошлины за совершение государственной регистрации в Реестре, за регистрацию изменений, вносимых в Реестр, за выдачу свидетельства о праве плавания под Государственным флагом и за иные юридически значимые действия по отношению к судам внутреннего плавания установлены подп.59-62 п.1 ст.333.33 НК РФ.

6. Государственный судовой реестр является открытым для всех физических и юридических лиц, это же касается и арендованных иностранных судов при этом предоставление такой информации является платным, за исключением органов, которые указаны в п.7 комментируемой статьи.

Открытость сведений, содержащихся в Государственном судовом реестре, предполагает возможность их предоставления любому заинтересованному субъекту по его требованию. Общие правила ведения государственных реестров предусматривают открытость сведений, содержащихся в нем лишь в части, определенной законом, что предполагает условное разделение реестра на две части: открытую и закрытую. Однако КВВТ РФ предусматривает открытый характер сведений без каких-либо ограничений, что предполагает открытый характер всех сведений, содержащихся в Государственном судовом реестре.

Информация может быть представлена заинтересованным лицам как бесплатно, так и за плату, размер и порядок уплаты которой установлены действующим законодательством, в том числе и КВВТ РФ. Положения комментируемой статьи определяют лишь совокупность субъектов, которым в силу их должностного положения, указанные сведения предоставляются безвозмездно.

К числу указанных субъектов КВВТ РФ относит:

- правоохранительных органов и судов о находящихся в производстве делах. Указанным субъектам сведения из Государственного судового реестра представляются в целях определения и выявления имущества субъекта, на которое может быть наложен арест или применены иные меры государственного реагирования. Предоставление указанной информации может быть осуществлено только по основаниям, предусмотренным действующим законодательством на основании письменного обращения уполномоченного органа;

- органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Широта полномочий указанных субъектов позволяет им истребовать необходимые сведения из реестра во всех случаях, предусмотренных действующим законодательством. Однако получение указанных сведений должно быть обоснованным и необходимым;

- государственных или муниципальных органов в связи с предоставлением ими государственных или муниципальных услуг. Данным органам вышеуказанная информация предоставляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия в целях исключения предъявления к гражданам (заявителям о предоставлении государственных или муниципальных услуг) требования о предоставлении соответствующих документов;

- налоговых органов, размещающихся на территории, находящейся под их юрисдикцией. Налоговые органы обладают широкими полномочиями в части проверки достоверности сведений о доходах и имуществе отдельных физических и юридических лиц. В этой связи сведения из реестра могут быть предоставлены как при проведении проверки, так и в случае применения мер государственного реагирования в случае совершения налогового правонарушения;