Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 15. Право собственности на суда

1. Собственность в Российской Федерации подразделяется на государственную (федеральную и субъектов РФ), муниципальную и частную.

Таким образом, все суда (за исключением специализированных - военных кораблей и судов и аналогичных, конструктивно предназначенных для выполнения только узких государственных задач - они изъяты из оборота) могут находиться в государственной, муниципальной и частной собственности - закономерный результат отхода от полного огосударствления в данной области. Иные формы собственности, например, долевая или совместная, на практике поглощаются рамками указанных основных трех форм.

Комментируемая статья императивно (как и вся гл.4 КВВТ РФ) устанавливает необходимость государственной регистрации права собственности на судно - иначе такое право не возникает. Необходимость государственной регистрации права собственности на судно диктуется тем, что суда внутреннего водного плавания являются юридически так называемой "условной недвижимостью" (юридическая фикция). Статья 130 ГК РФ и п.1 ст.131 ГК РФ устанавливают необходимость для такой недвижимости государственной регистрации права собственности на эту недвижимость - наравне с недвижимостью в силу природных свойств (например, земельный участок, здание).

Подробнее о государственной регистрации судна, права собственности на судно и иных прав на него см. в комментарии к ст.16 КВВТ РФ, где это более уместно, так как указанная статья специально посвящена этому вопросу. Там же будут рассмотрены и Государственный судовой реестр, и Российский международный реестр судов, и реестр маломерных судов. Здесь же следует указать, что государственная регистрация судна, регистрация права собственности и иных вещных прав на него - все это императивно является единственным доказательством самого существования данных прав, вернее, не доказательством (хотя доказательственная функция у регистрации, безусловно, есть), а условием существования права. Пока оно не зарегистрировано - его юридически нет.

2. Доверительное управление, о котором ведут речь п.4 и п.5 комментируемой статьи, представляет собой экономически один из способов получения дохода, а юридически - совокупность норм, регулирующих отношения доверительного управляющего и учредителя управления, - самостоятельный институт гражданского права. Формализация таких отношений достигается путем заключения договора доверительного управления имуществом, который регулируется гл.53 ГК РФ. Так как КВВТ РФ не содержит специальных норм о доверительном управлении судном (за некоторыми исключениями), то по отношению к нему применяются нормы гл.53 ГК РФ. Данный договор по отношению к судну является свободным - нет где-либо указаний об обязательности его заключения. Он заключается в письменной форме и подлежит регистрации в Государственном судовом реестре или реестре маломерных судов. По смыслу ГК РФ он может быть как возмездным, так и безвозмездным. Но обязательным требованием по отношению к доверительному управляющему является правило п.5 данной статьи, которое устанавливает, что доверительным управляющим может быть только компетентный в области управления судами и их эксплуатации предприниматель или коммерческая организация (не может им быть унитарное предприятие). Поэтому есть основания полагать, что по отношению к судну данный договор является возмездным. В силу этого данный договор является и взаимным. Является он также и реальным - считается заключенным с момента передачи судна в управление.

Так как КВВТ РФ императивно устанавливает необходимость регистрации передачи судна в доверительное управление, то для придания юридической силы договору необходима запись об этом в Государственном судовом реестре (реестре маломерных судов), но это не делает договор консенсуальным. По договору доверительного управления судном одна сторона (собственник судна, учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на срок до 5 лет судно в доверительное управление, а управляющий обязуется управлять судном в интересах учредителя или указанного им лица - выгодоприобретателя. Учредитель обязуется уплатить управляющему обусловленную договором плату. Здесь нет перехода к управляющему прав владения, пользования и распоряжения судном - управляющий только осуществляет такие полномочия от своего имени. Но сам собственник судна, пока действует договор, не может осуществлять такие правомочия. Что касается развернутого содержания договора доверительного управления судном и ответственности по нему - здесь действуют правила гл.53 ГК РФ, которую всю здесь проанализировать нет возможности - при необходимости следует обращаться к нормам данной главы.

Таким образом, единственная особенность доверительного управления по отношению к судну заключается в обязательных требованиях к управляющему. Это должно быть компетентное в области эксплуатации судов и управления судами лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью.