Комментарий к Кодексу внутреннего водного транспорта Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 8. Содержание внутренних водных путей

1. Рассматриваемая статья определяет источники финансирования работ по содержанию ВВП и береговой инфраструктуры, распределяя их среди средств федерального бюджета и средств, поступающих из иных источников. Также данная статья императивно распределяет обязанности по содержанию ВВП, СГТС и иных объектов инфраструктуры между администрациями бассейнов ВВП и владельцами портов необщего пользования и пунктов отстоя судов.

Путевые работы (дноуглубительные, дноочистительные, выправительные, тральные, изыскательские, работы по содержанию и устройству средств навигационного оборудования и вспомогательных объектов инфраструктуры) являются одной из основных составляющих работ по содержанию ВВП, СГТС и иных объектов инфраструктуры. Проведение капитального ремонта объектов капитального строительства регламентируется законодательством о градостроительной деятельности, но это тоже является деятельностью, обеспечивающей возможность содержания ВВП, хотя по смыслу ст.3 КВВТ РФ это не относится к путевым работам, но относится к судоходству. Путевые работы, по смыслу ст.3 КВВТ РФ и п.1 комментируемой статьи представляют собой одну из повседневных, либо периодических видов деятельности на ВВП.

Рейд в порту - это часть его акватории, предназначенная и оборудованная для якорной стоянки судов.

Акватория порта - это прилегающий к его территории район водного пути, на котором базируются портовые сооружения.

Портовые ГТС - это причалы, дебаркадеры, молы, пирсы, волноломы и иное.

Судоходные ГТС - это устройства и сооружения, непосредственно предназначенные для обеспечения движения судов и безопасности судоходства - например, шлюзы. Понятие пункта отстоя также дано в ст.3 КВВТ РФ.

Таким образом, вся инфраструктура ВВТ как единого комплекса состоит из путевой, береговой и содействующей инфраструктур. Одной из неотъемлемых ее частей является система связи на ВВТ, играющая одну из первостепенных ролей в обеспечении безопасности судоходства. В самом общем виде система информационного обеспечения на ВВТ состоит из следующих компонентов: автоматизированные системы управления движением судов, которые внедряются в первую очередь на важнейших ВВП страны; АИС - автоматизированные информационные станции; системы мониторинга местоположения судов; непосредственно - системы связи.

2. Пункт 2 комментируемой статьи содержит бланкетную норму относительно вопросов содержания ВВП и судоходных гидротехнических сооружений. Содержание указанных путей и гидротехнических сооружений осуществляется на основании правил содержания ВВП и правилами содержания судоходных гидротехнических сооружений, которые должны быть утверждены Министерством транспорта РФ. Между тем в настоящее время данные правила не приняты.

Помимо этого п.2 комментируемой статьи предусматривает, что Правительством РФ утверждаются нормативы финансовых затрат на содержание ВВП и судоходных гидротехнических сооружений. Отметим, что в настоящее время разработка данных нормативов является одним из пунктов Плана мероприятий по реализации Транспортной стратегии на среднесрочный период (2014-2018 годы), определенного распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 N 1734-р. Ответственными за такую разработку являются Минтранс РФ, Минфин России, Росморречфлот.

Кроме того, в соответствии с п.3.1 Отраслевого соглашения по финансируемым из федерального бюджета подведомственным Росморречфлоту учреждениям в сферах внутреннего водного транспорта Российской Федерации и образования Российской Федерации на 2013-2016 годы (утв. Профсоюзом работников водного транспорта РФ, Росморречфлотом 04.07.2013) Росморречфлот обязуется на основании нормативов финансовых затрат на содержание ВВП и судоходных гидротехнических сооружений РФ, с учетом потребностей в объемах финансирования текущих затрат, обоснованных экономических показателей расчетной потребности финансовых средств определять, обосновывать годовые объемы субсидий на выполнение государственных заданий с учетом введения новых функций учреждений, государственных капитальных вложений на строительство и развитие производственной инфраструктуры ВВП и представлять их в Министерство транспорта РФ в процессе формирования федерального бюджета.

________________

URL: http://media.rspp.ru/document/1/4/e/4e92517530a9611a66bf1d1e080cb488.pdf

3. Владельцы объектов береговой инфраструктуры, не указанных в п.3 комментируемой статьи, то есть, в портах необщего пользования и в пунктах отстоя судов обязаны осуществлять работы по содержанию ВВП, путевые работы (в том числе работы по устройству и содержанию рейдов), работы по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, как это следует из буквального толкования п.3 рассматриваемой статьи, преимущественно за счет средств от собственной деятельности. Но эта норма не должна являться препятствием для привлечения, в случае необходимости, бюджетных средств (см. комментарий к ст.9 КВВТ РФ). Согласование таких работ с администрациями бассейнов ВВП является императивным требованием, направленным, прежде всего, на обеспечение безопасности судоходства. Согласовываться должны сроки работ, периодичность, объем, возможные последствия, необходимость проведения предварительных экспертиз и иное. Пункт 3 рассматриваемой статьи освобождает от наличия специальных разрешений на проведение работ по содержанию ВВП, путевых работ (в том числе работ по устройству и содержанию рейдов), работ по навигационно-гидрографическому обеспечению условий плавания судов, работ по содержанию судоходных гидротехнических сооружений, что следует признать объективным. Но при этом, в случаях привлечения для выполнения путевых работ специализированных организаций, выполняющих работы, требующие соблюдения лицензионного порядка (такие организации привлекаются нередко), такой порядок должен быть ими соблюден.