МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 12 декабря 2014 года N 31260-ОФ/Д26и

О направлении Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов



Федеральным законом от 2 июля 2013 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и статьи 7 и 46 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов" предусмотрена обязательность проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также экспертизы действующих нормативных правовых актов в городских округах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 года, в муниципальных районах, городских округах и внутригородских территориях городов федерального значения с 1 января 2016 года, в иных муниципальных образованиях с 1 января 2017 года.

В целях обеспечения единого подхода, а также методической поддержки органов местного самоуправления при организации и проведении процедуры регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных актов Минэкономразвития России разработаны Типовые методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов.

Направляется для утверждения и учета в работе.

О.В.Фомичев

     

     

Приложение

     

Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов

     

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - Методические рекомендации) подготовлены с целью методической поддержки органов местного самоуправления при организации и проведении процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов (далее - процедура ОРВ, экспертиза).

2. В соответствии с частью 6 статьи 7 и частью 3 статьи 46 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) предусмотрено проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Положения части 6 статьи 7 и части 3 статьи 46 Федерального закона применяются в отношении городских округов, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации с 1 января 2015 года, муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения с 1 января 2016 года, иных муниципальных образований - с 1 января 2017 года.

При этом в качестве апробации подходов по оценке регулирующего воздействия в городских округах и внутригородских территориях городов федерального значения, муниципальных районах и иных муниципальных образованиях возможно осуществление внедрения процедуры ОРВ и экспертизы раньше указанных сроков.

3. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить предметную область проведения ОРВ, к которой относятся проекты муниципальных нормативных правовых актов, затрагивающие вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, установив при этом, что оценка регулирующего воздействия не проводится в отношении:

- проектов местных бюджетов и отчетов об их исполнении;

- проектов муниципальных нормативных правовых актов устанавливающих налоги, сборы и тарифы, установление которых отнесено к вопросам местного значения;

- проектов муниципальных нормативных правовых актов, подлежащих публичным слушаниям в соответствии со статьей 28 Федерального закона.

4. При организации и проведении процедуры ОРВ и экспертизы могут применяться Методические рекомендации по организации и проведению процедуры оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 марта 2014 года N 159 (далее - Методические рекомендации N 159).

5. Никакие из положений, приведенных в настоящих Методических рекомендациях, не должны применяться таким образом, чтобы вступать в противоречие с требованиями законодательства Российской Федерации.

6. В настоящих Методических рекомендациях используются следующие основные понятия и их определения:

уполномоченный орган - орган местного самоуправления (структурное подразделение органа местного самоуправления, должностные лица органа местного самоуправления), ответственный за внедрение процедуры ОРВ и выполняющий функции нормативно-правового, информационного и методического обеспечения оценки регулирующего воздействия, а также оценки качества проведения процедуры ОРВ разработчиками проектов муниципальных нормативных правовых актов и на проведение экспертизы муниципальных нормативных правовых актов;

разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов - органы местного самоуправления (структурные подразделения органа местного самоуправления) или субъекты правотворческой инициативы, установленные уставом муниципального образования, осуществляющие в пределах предоставляемых полномочий функции по вопросам местного значения (далее - органы-разработчики);

размещение уведомления о разработке предлагаемого правового регулирования (далее - уведомление) - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик организует обсуждение идеи (концепции) предлагаемого им правового регулирования с заинтересованными лицами;

сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта (далее - сводный отчет) - документ, содержащий выводы по итогам проведения органом-разработчиком исследования о возможных вариантах решения выявленной в соответствующей сфере общественных отношений проблемы, а также результаты расчетов издержек и выгод применения указанных вариантов решения. Форма сводного отчета утверждается органом местного самоуправления в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации;

официальный сайт - информационный ресурс в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", определенный в муниципальном образовании для размещения сведений о проведении процедуры ОРВ, в том числе в целях организации публичных консультаций и информирования об их результатах, либо интернет-портал для публичного обсуждения проектов и действующих нормативных актов органов власти субъектов Российской Федерации (специализированный региональный типовой портал);

размещение проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета - этап процедуры ОРВ, в ходе которого орган-разработчик и (или) уполномоченный орган организует обсуждение текста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета с заинтересованными лицами, в том числе с использованием официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

публичные консультации - открытое обсуждение с заинтересованными лицами идеи (концепции) предлагаемого органом-разработчиком правового регулирования, организуемого органом-разработчиком в ходе проведения процедуры ОРВ, а также теста проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, организуемого органом-разработчиком и (или) уполномоченным органом в ходе проведения процедуры ОРВ и подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия;

заключение об оценке регулирующего воздействия - завершающий процедуру ОРВ документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий выводы об обоснованности полученных органом-разработчиком результатов оценки регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта;

заключение об экспертизе - завершающий экспертизу документ, подготавливаемый уполномоченным органом и содержащий вывод о положениях муниципального нормативного правового акта, в отношении которого проводится экспертиза, создающих необоснованные затруднения для осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, или об отсутствии таких положений, а также обоснование сделанных выводов.

7. Участниками процедуры ОРВ и экспертизы являются органы-разработчики проектов муниципальных нормативных правовых актов, уполномоченный орган, иные органы власти и заинтересованные лица, принимающие участие в публичных консультациях в ходе проведения процедуры ОРВ и экспертизы.

8. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить механизмы учета выводов, содержащихся в заключениях об оценке регулирующего воздействия (обязательный учет данных выводов, специальные процедуры урегулирования разногласий по возникшим в ходе процедуры ОРВ спорным вопросам или иные механизмы).

II. Организация и проведение процедуры оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов

9. Определяемые муниципальным образованием приоритеты экономической политики, сложившаяся система органов местного самоуправления в Российской Федерации, накопленный опыт организации и проведения процедуры ОРВ, ресурсные и бюджетные ограничения определяют особенности организации процедуры ОРВ проектов муниципальных нормативных правовых актов в различных муниципальных образованиях.

10. В настоящих методических рекомендациях предусмотрена следующая модель организации процедуры ОРВ в муниципальных образованиях:

орган-разработчик представляет проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет в уполномоченный орган без проведения публичных консультаций проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, а уполномоченный орган самостоятельно проводит публичные консультации с заинтересованными лицами с использованием официального сайта, как на этапе обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта, так и на этапе подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия (при необходимости).

11. При организации и проведении процедуры ОРВ в муниципальных образованиях могут быть использованы модели организации процедуры ОРВ в субъектах Российской Федерации, предусмотренные пунктом 2.3 Методических рекомендаций N 159.

12. Необходимость проведения публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) предлагаемого правового регулирования при разработке проектов муниципальных нормативных правовых актов определяется законом субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами муниципального образования.

13. В случае принятия решения о необходимости введения предлагаемого правового регулирования для решения выявленной проблемы орган-разработчик разрабатывает соответствующий проект муниципального нормативного правового акта и формирует сводный отчет.

14. В сводном отчете органу-разработчику рекомендуется отразить следующие положения:

1) общая информация (орган-разработчик, вид и наименование акта);

2) описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое правовое регулирование;

3) определение целей предлагаемого правового регулирования;

4) качественная характеристика и оценка численности потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования;

5) изменение функций (полномочий, обязанностей, прав) органов местного самоуправления, а также порядка их реализации в связи с введением предлагаемого правового регулирования;

6) оценка дополнительных расходов (доходов) местных бюджетов, связанных с введением предлагаемого правового регулирования;

7) изменение обязанностей (ограничений) потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования и связанные с ними дополнительные расходы (доходы).

15. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется установить требование об отражении сведений, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями, в сводном отчете, а также возможность возвращения сводного отчета и проекта муниципального нормативного правового акта на доработку в случае их отсутствия.

16. Орган-разработчик направляет проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет в уполномоченный орган для проведения публичного обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, а также подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия.

17. В целях проведения обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета уполномоченный орган размещает на официальном сайте проект муниципального нормативного правового акта и сводный отчет, и проводит публичные консультации с заинтересованными лицами.

18. К тексту проекта муниципального нормативного правового акта и сводному отчету прикладываются и размещаются на официальном сайте:

а) перечень вопросов для участников публичных консультаций;

б) иные материалы и информация по усмотрению уполномоченного органа.

19. Уполномоченному органу рекомендуется установить срок проведения публичных консультаций не менее 10 рабочих дней со дня размещения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета на официальном сайте.

Перед началом публичных консультаций уполномоченный орган указывает срок, в течение которого будет осуществляться прием позиций заинтересованных лиц.

20. О проведении публичных консультаций по проекту муниципального нормативного правового акта и сводного отчета (с указанием источника опубликования) рекомендуется извещать следующие органы и организации:

органы и организации, действующие на территории муниципального образования, целью деятельности которых является защита и представление интересов субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности;

уполномоченного по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации;

иных лиц, которых целесообразно привлечь к публичным консультациям, исходя из содержания проблемы, цели и предмета регулирования.

Отсутствие у органа-разработчика исчерпывающих сведений о круге лиц, интересы которых могут быть затронуты предлагаемым правовым регулированием, не является основанием для отказа от рассылки извещений о проведении публичных консультаций.

21. Уполномоченный орган обрабатывает все предложения, поступившие в ходе обсуждения проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета в установленный срок. По результатам рассмотрения уполномоченный орган составляет сводку предложений.

22. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить сроки, в течение которых сводка предложений, поступившая по результатам проведения публичных консультаций проекта муниципального нормативного правового акта и сводного отчета, должна размещаться на официальном сайте. Рекомендуется установить данный срок не менее 15 рабочих дней со дня окончания публичных консультаций.

III. Подготовка заключения об оценке регулирующего воздействия проекта муниципального нормативного правового акта

23. Заключение об оценке регулирующего воздействия содержит выводы об обоснованности выбора органом-разработчиком варианта правового регулирования и о наличии либо отсутствии положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности.

24. В муниципальном нормативном правовом акте, устанавливающем порядок проведения процедуры ОРВ, рекомендуется закрепить срок, в течение которого уполномоченный орган осуществляет подготовку заключения об оценки регулирующего воздействия. Рекомендуется установить данный срок не менее 5 рабочих дней.

25. Уполномоченный орган осуществляет анализ обоснованности выводов органа-разработчика относительно необходимости введения предлагаемого им способа правового регулирования.

26. Анализ, проводимый уполномоченным органом, основывается на результатах исследования органом-разработчиком выявленной проблемы, представленных в сводном отчете. При этом учитываются также мнения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования, отраженные в сводках предложений, поступивших по результатам проведения публичных консультаций.

27. В ходе анализа обоснованности выбора предлагаемого правового регулирования уполномоченный орган формирует мнение относительно рассмотрения возможных вариантов правового регулирования выявленной проблемы, а также эффективности данных способов решения проблемы в сравнении с действующим на момент проведения процедуры ОРВ правовым регулированием рассматриваемой сферы общественных отношений.

28. При оценке эффективности предложенных вариантов правового регулирования уполномоченный орган обращает внимание на следующие основные сведения, содержащиеся в соответствующих разделах сводного отчета:

точность формулировки выявленной проблемы;

обоснованность качественного и количественного определения потенциальных адресатов предлагаемого правового регулирования;

определение целей предлагаемого правового регулирования;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»