Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 36. Принцип прозрачности (открытости)


Комментируемая статья раскрывает суть принципа прозрачности (открытости).

Общие требования к обеспечению доступа пользователей информации к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления установлены Федеральным законом от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (Далее - Закон N 8-ФЗ).

Согласно положениям статьи 6 Закона N 8-ФЗ к способам обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления относятся в том числе размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет и предоставление пользователям информации по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 131 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

"Судебная практика"

Как разъяснено в Определении Верховного Суда РФ от 11.11.2009 N 47-Г09-50, положения статьи 36 БК РФ, устанавливая принцип прозрачности (открытости) и его содержание в бюджетных отношениях, не содержат каких-либо норм о предоставлении дополнительных (по сравнению с установленными статьями 153, 265 БК РФ) полномочий законодательных органов по получению информации об исполнении бюджета для осуществления парламентского контроля.

Правовой смысл нормы, содержащейся в абзаце 2 статьи 36 БК РФ "доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти..." предполагает недопустимость сокрытия от названного органа каких-либо сведений об исполнении бюджетов, но не предполагает правомочия названного органа вводить дополнительные формы отчетности об исполнении бюджета субъекта в нарушение федерального законодательства, установившего виды бюджетных отчетов и их периодичность.