Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 31. Принцип самостоятельности бюджетов


Комментируемая статья раскрывает суть принципа самостоятельности бюджетов.

"Официальная позиция"

В Письме Минфина России от 08.05.2014 N 02-02-09/21987, учитывая установленный статьей 31 БК РФ принцип самостоятельности бюджетов, Минфин России разъяснил, что федеральное государственное бюджетное учреждение не может осуществлять функции государственного заказчика - координатора региональной целевой программы. При этом источником финансового обеспечения выполнения федеральным бюджетным учреждением государственного задания, доведенного ему соответствующим федеральным государственным органом, не может являться субсидия из бюджета субъекта Российской Федерации.

По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 28.01.2013 N 02-13-11/285, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший в соответствии с передаточным актом переданные органом местного самоуправления муниципальные учреждения, принял и обязательства в отношении всех кредиторов и должников муниципального бюджетного учреждения, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

Учитывая принцип самостоятельности бюджетов, установленный положениями статьей. 31 БК РФ, в соответствии с которым не допускается установление расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовое обеспечение деятельности по оказанию государственных (муниципальных) услуг (работ), оказываемых бюджетными учреждениями, осуществляется из бюджета публично-правового образования, создавшего (принявшего) бюджетное учреждение в установленном порядке.

"Судебная практика"

В Определении Верховного Суда РФ от 10.07.2013 N 12-АПГ13-1 суд указал, что статьями 7, 8, 65, 85 БК РФ установлен подход, в соответствии с которым расходная часть каждого уровня бюджета бюджетной системы РФ формируется строго в соответствии с основными принципами разграничения полномочий между различными уровнями государственной власти. Данное положение, в свою очередь, корреспондируется с правилами статьи 31 БК РФ, раскрывающими содержание принципа самостоятельности бюджетов. Как разъяснил суд, в рассматриваемом случае реализация принципа самостоятельности бюджетов выражалась в недопустимости установления органами государственной власти субъекта РФ расходных обязательств, исполнение которых не было обеспечено собственными средствами бюджета субъекта и, как следствие, требовало привлечения средств федерального бюджета. Таким образом, как счел суд, реализация органом государственной власти субъекта РФ своих дискреционных полномочий по установлению лицам, замещающим государственные должности субъекта РФ, дополнительных материальных гарантий напрямую зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного исполнения им своих расходных обязательств.

В Решении Омского УФАС России от 11.06.2013 N 03-10.1/169-2013 орган контроля в области государственного и муниципального заказа установил, что в нарушение норм статьи 31 БК РФ комиссия заказчика - администрации муниципального образования в аукционной документации открытого аукциона в электронной форме на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрела, что финансирование данного заказа будет осуществляться одновременно за счет средств районного бюджета и бюджета сельского поселения.

В Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2013 по делу N А64-7794/2012 указано, что сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд, и не освобождает субъект Российской Федерации от обязанности компенсировать потери организации в полном объеме независимо от предоставления Российской Федерацией субъекту Федерации субсидии.