Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации (постатейный)

Комментарий к статье 8. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации


Комментируемая статья определяет полномочия субъектов РФ применительно к регулированию бюджетных правоотношений.

Необходимо учитывать, что положения части 2 статьи 8 БК РФ о дополнительных бюджетных полномочиях субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2015 год (на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов). На это указывает часть 6 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2014 N 311-ФЗ.

"Официальная позиция"

В Письмах Минфина России от 28.01.2014 N 02-10-09/3023, от 17.12.2013 N 02-10-010/55445 указано, что бюджетные полномочия органов внутреннего государственного финансового контроля определяются исходя из статей 7 и 8 БК РФ. То есть федеральный орган исполнительной власти осуществляет функции по государственному контролю и надзору в отношении средств федерального бюджета (включая межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты и инвестиции из федерального бюджета), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации (включая межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты и инвестиции из бюджетов субъектов Российской Федерации).

В соответствии с закрепленными положениями Конституции РФ, БК РФ и иных законодательных актов Российской Федерации принципом самостоятельности органов власти местного самоуправления (в том числе бюджетной самостоятельности) на органы внутреннего государственного финансового контроля не возложены полномочия по контролю за исполнением местных бюджетов. Такими полномочиями обладают только органы местного самоуправления.

В Письме от 13.11.2013 N 02-03-011/48396 Минфин России пришел к выводу, что поскольку бюджетное законодательство не содержит ограничений в части расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов), источником финансового обеспечения которых являются кредиты, полученные от кредитных организаций, субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) вправе в установленном ими порядке привлекать кредиты от кредитных организаций, в том числе на покрытие временных кассовых разрывов, возникающих в ходе исполнения бюджетов.

"Судебная практика"

В Определении Верховного Суда РФ от 21.11.2012 N 41-АПГ12-13 указано, что в законодательстве Российской Федерации не содержится норм, предоставляющих субъектам Российской Федерации право утверждать областные долгосрочные целевые программы исключительно за счет средств федерального бюджета.