В процессе сопоставления требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов необходимо учитывать различия их терминологии, связанные с предметом описания. В профессиональных стандартах описывается деятельность, для этого используются термины "вид профессиональной деятельности", "обобщенные трудовые функции", "трудовые функции", "трудовые действия"*. В образовательных стандартах приводятся характеристики выпускника, владеющего деятельностью, в качестве ключевого используется термин "компетенция"**.
_______________
* Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта (утвержден приказом Минтруда России от 29.04.2013 N 170н) дают следующие определения данным терминам:
- вид профессиональной деятельности - совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда;
- обобщенная трудовая функция - совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном производственном или (бизнес-) процессе;
- трудовая функция - для целей рекомендаций - система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции;
- трудовое действие - процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
** Компетенция - динамическая комбинация знаний, умений и способность применять их для успешной профессиональной деятельности.
В то же время для разработки требований к результатам освоения программ СПО в ФГОС применялась та же методика, что и при разработке профессиональных стандартов: проводилась последовательная декомпозиция предмета описания на основе правил относительной автономности элементов, описания на языке действий и т.п. Это делает возможным проведение сопоставления с использованием таблицы 2.