Сопоставление единиц ФГОС СПО и профессиональных стандартов
ФГОС СПО | Профессиональный стандарт | Выводы |
Виды деятельности (ВД) | Обобщенные трудовые функции (ОТФ) или трудовые функции (ТФ) соответствующего уровня квалификации | |
Профессиональные компетенции по каждому ВД | Трудовые функции по каждой ОТФ или трудовые действия | |
Практический опыт по каждому ВД | Трудовые функции или трудовые действия | |
Умения | Умения | |
Знания | Знания |
Для анализа из профессиональных стандартов нужно выбрать те обобщенные трудовые функции (ОТФ) и трудовые функции (ТФ), которые соответствуют направленности (профилю) программы и относятся к выбранному на предыдущем шаге данного алгоритма уровню квалификации. Формулировки требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов могут формально не совпадать, при сопоставлении необходимо обращать внимание на их смысл, чтобы определить объективную дельту изменений.
На основании сравнения можно сделать следующие выводы:
- о необходимости углубленного или ознакомительного изучения того или иного профессионального модуля (освоения вида деятельности);
- о необходимости конкретизации, расширения и (или) углубления знаний и умений, предусмотренных ФГОС;
- о необходимости введения в программу СПО дополнительного по отношению к предусмотренным ФГОС вида деятельности (профессионального модуля) и соответствующих профессиональных компетенций;
- о необходимости дополнения перечня профессиональных компетенций по видам деятельности, предусмотренным ФГОС, и расширении практического опыта, обеспечивающего их освоение;
- о выделении приоритетов в формировании общих компетенций, предусмотренных ФГОС, и (или) необходимости дополнения перечня с учетом требований профессиональных стандартов (это может касаться, например, вопросов промышленной, экологической безопасности, трудовой дисциплины, культуры труда, владения иностранными языками).
Сделанные выводы рекомендуется согласовать с работодателями. Внесенные в программу изменения, дополнения и их обоснование могут быть описаны в разделе "Общая характеристика образовательной программы" или иных документах, входящих в ее состав, - паспорте образовательной программы, пояснительной записке и т.п.