1. Комментируемой статьей регулируются вопросы, связанные с условиями осуществления депутатами депутатской деятельности.
В соответствии с п.1 комментируемой статьи условия осуществления депутатом депутатской деятельности устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ.
При этом законодателем четко определяется, что под условиями осуществления депутатом депутатской деятельности понимается осуществление депутатской деятельности:
- на профессиональной постоянной основе;
- на профессиональной основе в определенный период (например, метод ротации);
- без отрыва от основной деятельности.
Как отмечено в постановлении КС РФ от 29 октября 2010 года N 19-П, определение условий осуществления депутатами законодательных (представительных) органов субъектов РФ своих полномочий, равно как и иные вопросы, относящиеся к общим принципам организации системы органов государственной власти и местного самоуправления, находятся, как следует из взаимосвязанных положений п."н" ч.1 ст.72 и ч.2 и 5 ст.76 Конституции РФ, в совместном ведении РФ и субъектов РФ, которые в силу конституционных начал реализации законодательной функции, обусловленных федеративной природой российской государственности, обладают достаточно широкой дискрецией применительно к данной сфере правового регулирования.
Исходя из этого, комментируемой нормой субъектам РФ предоставлено право на установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, создав тем самым правовые предпосылки самостоятельного решения ими этих вопросов - в пределах, предусмотренных федеральным законом, и с учетом всех обстоятельств, в том числе возможностей финансового обеспечения деятельности законодательного (представительного) органа конкретного субъекта РФ, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов РФ в установлении системы образуемых ими органов государственной власти.
По смыслу названных законоположений, субъекты РФ вправе предусматривать исполнение депутатами региональных парламентов своих обязанностей не только на профессиональной, но и на непрофессиональной основе и определять, какая часть депутатского корпуса может осуществлять свою деятельность на профессиональной постоянной основе, что в таких случаях предполагает возможность выбора депутатами той или иной формы деятельности в составе законодательного (представительного) органа субъекта РФ.
Это, в свою очередь, означает, что субъект РФ, закрепляя на уровне своей конституции (устава) и (или) закона в качестве условия осуществления депутатской деятельности возможность исполнения депутатских обязанностей на профессиональной постоянной основе, обязан установить порядок реализации депутатами соответствующего права, отвечающий конституционным требованиям определенности и справедливости и исключающий принятие по данному вопросу произвольных решений, и одновременно гарантировать всем депутатам равные юридические возможности по осуществлению депутатских полномочий (постановление КС РФ от 29 октября 2010 года N 19-П).
В соответствии с правовыми позициями КС РФ, выраженными им в ряде решений, нормы законов субъектов РФ, предусматривающие формирование действующей на профессиональной постоянной основе части депутатского корпуса путем принятия законодательным (представительным) органом субъекта РФ персональных решений при отсутствии специальных процедур принятия таких решений, не гарантируют надлежащий порядок реализации депутатами права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, если при наличии необходимых и достаточных условий (заявление депутата и соответствующие бюджетные ассигнования) допускают вынесение произвольных решений об удовлетворении заявлений одних депутатов и об отказе другим. Такого рода нормы, по мнению КС РФ, не могут служить основанием для отказа депутатам в реализации права на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе, так как иное означало бы отступление от конституционного принципа равенства всех перед законом и не соответствовало бы условиям функционирования законодательных (представительных) органов государственной власти в демократическом правовом государстве (см. определения от 11 мая 2004 года N 139-О, от 7 октября 2005 года N 341-О и др.).
Например, в соответствии со ст.6 Закона г.Москвы от 13 июля 1994 года N 14-60 "О статусе депутата Московской городской Думы" все депутаты Московской городской Думы осуществляют свою деятельность на профессиональной постоянной основе; в соответствии со ст.7 Закона Хабаровского края от 27 ноября 1996 года N 86 "О статусе депутата Законодательной Думы Хабаровского края" депутаты осуществляют свои полномочия как на профессиональной постоянной основе, так и путем совмещения депутатской деятельности с выполнением трудовых или служебных обязанностей по месту основной работы.
Исключение из вышеуказанного права субъектов РФ установлено п.1.1 комментируемой статьи в отношении депутатов законодательного (представительного) органа субъекта РФ, совмещающих депутатскую деятельность с деятельностью представителя субъекта РФ в Совете Федерации Федерального Собрания РФ.
Так, в соответствии со ст.6 Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" член Совета Федерации осуществляет свою деятельность на постоянной профессиональной основе. Соответственно, депутат законодательного (представительного) органа субъекта РФ, совмещающий депутатскую деятельность с членством в Совете Федерации, не может одновременно осуществлять обе деятельности на постоянной профессиональной основе.
В связи с этим устанавливается, что депутат, совмещающий осуществление полномочий члена Совета Федерации и депутата, со дня наделения его полномочиями члена Совета Федерации осуществляет полномочия депутата без отрыва от основной деятельности в Совете Федерации.
Если указанный депутат замещал в законодательном (представительном) органе субъекта РФ должность на постоянной профессиональной основе, то при принятии решения о наделении депутата полномочиями члена Совета соответствующий депутат освобождается от должности председателя, заместителя председателя законодательного (представительного) органа субъекта РФ, председателя, заместителя председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа субъекта РФ и иных руководящих должностей, замещаемых в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ на постоянной профессиональной основе.
По мнению авторов, деятельность депутата в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ будет вытеснена на второй план по сравнению с членством в Совете Федерации и не сможет осуществляться депутатом в полной мере. И такое вытеснение будет тем заметнее, чем удаленнее субъект РФ от центра.
2. Пунктами 2 и 3 комментируемой статьи устанавливаются гарантии равенства при осуществлении депутатской деятельности депутатов, избранных в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта РФ, и каждому депутату, составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п.17 ст.35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Данные нормы были введены Федеральным законом от 4 июня 2010 года N 118-ФЗ в целях реализации положений послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года, касающихся установления возможности для представителей всех политических партий замещать руководящие должности и работать в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов РФ на постоянной основе.
В частности, устанавливается, что если конституцией (уставом) и (или) законом субъекта РФ предусмотрено осуществление депутатом депутатской деятельности на профессиональной постоянной основе, то в этом случае не менее чем одному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти этого субъекта РФ, и каждому депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом субъекта РФ, предусмотренным п.17 ст.35 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе.
Кроме того, депутатам, избранным в составе указанных списков кандидатов, должно быть предоставлено право замещать руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ в соответствии с законом субъекта РФ и (или) регламентом либо иным актом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.
В целях реализации данных положений в нормативных правовых актах должны предусматриваться:
- порядок реализации депутатом своего права работать на постоянной профессиональной основе, который должен отвечать конституционным требованиям определенности и справедливости и исключать возможность принятия по данному вопросу произвольных решений (постановление КС РФ от 29 октября 2010 года N 19-П);
- процедура избрания депутатов на руководящие должности в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта РФ, обеспечивающая беспристрастность и равенство прав депутатов (например, процедура голосования).