Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 8. Порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации

1. Общий порядок принятия законов субъектов РФ совпадает с порядком принятия федеральных законов. Основные моменты, установленные Конституцией РФ: законы принимаются законодательным (на уровне субъектов РФ - законодательными (представительными) органами государственной власти и направляются для подписания и обнародования высшему должностному лицу. Остальные моменты на уровне субъекта РФ устанавливаются самостоятельно конституцией (уставом) и законом соответствующего субъекта Российской Федерации.

Многие законы субъектов РФ, определяющие порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта РФ, дают расшифровку главным понятиям, встречающимся в соответствующем законе. Так, Закон Алтайского края от 9 ноября 2006 года N 122-ЗС "О правотворческой деятельности" дает определение таким понятиям как "нормативный правовой акт Алтайского края", "правотворческая деятельность", "правотворческие органы", "правотворческая процедура".

2. Конституции РФ и комментируемый Закон понятия "обнародование" понимают по-разному, что, в принципе, можно рассматривать как небольшую коллизию. По смыслу Конституции РФ понятия "подписание" и "обнародование" имеют разное значение, поскольку перечисляются в ч.1 ст.107: "Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования". По смыслу комментируемой статьи Закона обнародование - широкое понятие, включающее в себя, в том числе и понятие "подписание": "Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обязано (обязан) обнародовать конституцию (устав), закон субъекта Российской Федерации, удостоверив обнародование закона путем его подписания или издания специального акта".

Полагаем, что наиболее верной в рассматриваемой ситуации позицией следует признать позицию, выраженную нормами Конституции РФ. Во-первых, Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, во-вторых, исходя из лексического значения, слово "подписание" означает буквальное подписание документа. То есть Президент РФ ставит свою подпись на проекте закона, тем самым подтверждая свое согласие на его принятие. Обнародование же означает придание закону гласности, то есть возможность сделать его доступным общественности для ознакомления.

В соответствие с п.2 комментируемой статьи обнародование закона может осуществляться в двух формах: путем подписания или издания специального акта.

Как и Президент РФ, высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) обязано обнародовать конституцию (устав), закон субъекта РФ, либо отклонить закон в определенный срок. Данный срок устанавливается конституцией (уставом) и законом субъекта РФ, как в случае с федеральными законами, не должен превышать четырнадцать календарных дней с момента поступления указанного закона.

В случае отклонения высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) закона субъекта РФ действует норма, аналогичная положениям ч.3 ст.107 Конституции РФ:

- закон субъекта РФ может быть одобрен в ранее принятой редакции законодательным (представительным) органом большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов;

- закон субъекта РФ, одобренный в ранее принятой редакции, не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и подлежит обнародованию в срок, установленный конституцией (уставом) и законом субъекта РФ (федеральный закон подлежит подписания Президентом РФ в аналогичной ситуации в течение 7 дней).

В отношении понятия "принятый федеральный закон" постановлением Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 года N 10-П было дано следующее разъяснение. В понятие "принятый федеральный закон" входят:

- законы, принятые Государственной Думой и одобренные Советом Федерации в соответствии с ч.1, 2, 3 и 4 ст.105 Конституции РФ;

- законы, повторно принятые Государственной Думой в соответствии с ч.5 ст.105 Конституции РФ;

- законы, одобренные Государственной Думой и Советом Федерации в соответствии с ч.3 ст.107 Конституции РФ.

Любые законы на территории Российской Федерации подлежат официальному опубликованию и без него не имеют силы.

3. Конституция (устав) и закон субъекта РФ по общему правилу вступают в силу после их официального опубликования. Исключение составляют законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина. Они вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования, поскольку в соответствии с п.3 ст.15 Конституции РФ любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ, которым определяется общий порядок опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания, официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).

Естественно, что в каждом субъекте РФ свои официальные источники опубликования. Например, согласно ст.6 Закона Воронежской области от 7 июля 2006 года N 86-ОЗ "О порядке обнародования, опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов органов государственной власти Воронежской области и о порядке опубликования иной официальной информации" официальным опубликованием Устава Воронежской области, поправок к нему, закона Воронежской области, постановления Воронежской областной Думы, указа губернатора Воронежской области, постановления правительства Воронежской области считается первая публикация их полного текста в газетах "Воронежский курьер" или "Молодой коммунар" либо первое размещение (опубликование) в информационной системе "Портал Воронежской области в сети Интернет" (www.govvrn.ru).

Законами субъекта РФ об опубликовании Конституции (устава) и закона субъекта РФ могут регламентироваться также и иные процессуальные моменты.

Например, Закон Московской области от 20 ноября 1996 года N 52/96-ОЗ "О порядке принятия, обнародования, вступления в силу и хранения Устава Московской области и законов Московской области" определяет порядок оформления, регистрации и хранения Устава и законов Московской области. В соответствии со ст.11 названного закона подлинник Устава, закона, принятого Думой и направляемого на подписание Губернатору Московской области, должен иметь следующие реквизиты:

- на первой странице - воспроизведение многоцветного полного герба Московской области, под ним слова "Устав Московской области" либо слова "Закон Московской области" и ниже его заголовок;

- на последней странице - слова "Принят постановлением Московской областной Думы от", далее дата и регистрационный номер постановления Думы, которым первоначально был принят Устав, закон, а также дата и регистрационный номер постановления Думы.

В соответствии со ст.22 указанного закона подлинники Устава Московской области, законов временно (в течение 10 лет) до передачи на постоянное хранение в Центральный государственный архив Московской области хранятся в Московской областной Думе.

4. В соответствии с п.6 комментируемой статьи Конституция РФ, федеральные законы, конституция (устав) и законы субъекта РФ подлежат государственной защите на территории субъекта РФ. Данная норма призвана подтвердить высокий статус федерального и регионального законодательства.

Государственная защита осуществляется, как правило, через суды: Конституционный суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.