Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

1. Данной статьей определяется круг основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ.

Перечень основных полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ устанавливается п.1 комментируемой статьи. Данный перечень не является закрытым, что позволяет в процессе развития законодательства РФ исполнять возложенные на законодательный (представительный) орган субъекта РФ полномочия без внесения изменений в комментируемую норму.

Основным полномочием законодательного (представительного) органа является законодательная деятельность. В рамках указанной деятельности законодатель выделает следующие полномочия законодательного (представительного) органа:

а) принятие конституции (устава) субъекта РФ и поправок к конституции, если иное не установлено конституцией субъекта РФ (к уставу);

б) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения субъекта РФ (в соответствии со ст.73 Конституции РФ) и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ (в соответствии со ст.72 Конституции РФ). При этом следует отметить, что перечень полномочий совместного ведения, по которым осуществляется самостоятельное законодательное регулирование субъектом РФ за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), установлен п.2 ст.26.3 комментируемого Закона.

Также законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ наделяется контрольным полномочием, выражающемся в заслушивании ежегодных отчетов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Данное полномочие было введено сравнительно недавно - Федеральным законом от 29 марта 2010 года N 29-ФЗ. Введение данной нормы было обусловлено наделения законодательного (представительного) органа контрольными функциями по отношению к исполнительной власти аналогично наделению контрольными функциями Государственной Думы (см. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 30 декабря 2008 года N 7-ФКЗ "О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации").

2. Пунктом 2 комментируемой статьи определяется перечень вопросов, по которым регулирование осуществляется исключительно путем принятия законов субъекта РФ.

Законом субъекта РФ:

а) утверждаются бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ);

б) в пределах полномочий, определенных ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта РФ;

в) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, представленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). При этом следует обратить внимание, что законодатель разделяет понятия "программа социально-экономического развития субъекта" и "долгосрочные целевые программы". Программа социально-экономического развития субъекта РФ представляет собой, прежде всего, стратегию развития субъекта РФ на плановый период, в то время как долгосрочные целевые программы являются отраслевыми (межотраслевыми) программами, содержащими конкретный перечень программных мероприятий с указанием необходимого объема финансирования. Данные различия обуславливают различный подход федерального законодателя к утверждению таких программ: комплексные программы социально-экономического развития субъекта РФ в соответствии с комментируемой нормой утверждаются законом субъекта РФ, а отраслевые долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет бюджета субъекта РФ, в соответствии с ч.1 ст.179 Бюджетного кодекса РФ утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;

г) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено Налоговым кодексом РФ к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания. В соответствии со ст.14 Налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся:

- транспортный налог;

- налог на игорный бизнес;

- налог на имущество предприятий.

Кроме того, в соответствии со ст.284 Налогового кодекса РФ частичное регулирование законами субъекта РФ допускается в отношении налога на прибыль организаций в части понижения налоговой ставки для отдельных категорий налогоплательщиков налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ;

д) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта РФ и отчеты об их исполнении.

В соответствии со ст.8 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям субъектов РФ, в числе прочих, относятся составление и рассмотрение проектов бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, утверждение и исполнение бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, осуществление контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов.

На основании ч.3 ст.144 Бюджетного кодекса РФ бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования;

е) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в том числе долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм.

Статьей 26.11 комментируемого Закона устанавливается право субъекта РФ иметь свою собственность, включающую в себя имущество, необходимое для эффективного осуществления субъектом РФ своих полномочий. Являясь собственником имущества, субъект вправе управлять и распоряжаться своим имуществом по своему усмотрению. Установление порядка управления и распоряжения собственностью субъекта РФ, в т.ч.долями (паями, акциями) субъекта РФ в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, направлено на установление единых норм поведения при осуществлении каких-либо действий, связанных с собственностью субъекта РФ;

ж) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта РФ. Примером применения данной нормы служат, в частности, Закон Республики Марий Эл от 10 января 1999 года N 110-З "Об утверждении Договора о дружбе и сотрудничестве между Республикой Башкортостан и Республикой Марий Эл", Закон Читинской области от 21 июня 2006 года N 807-ЗЧО "Об утверждении заключения Договора между органами государственной власти Читинской области и органами государственной власти Агинского Бурятского автономного округа", Закон Карачаево-Черкесской Республики от 30 октября 1997 года N 348-XXII "Об утверждении Договора об образовании Межпарламентского Совета Республики Адыгея, Кабардино-Балкарской Республики и Карачаево-Черкесской Республики";

з) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ. При этом, порядок назначения и проведения референдума субъекта РФ устанавливается в порядке и пределах, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 28 июня 2004 года N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации", ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

и) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, порядок проведения выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо порядок избрания высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) депутатами законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и порядок отзыва высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

к) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта РФ и порядок его изменения.

Административно-территориальное устройство (административно-территориальное деление) - деление территории субъектов РФ на части - административно-территориальные единицы, - в рамках которых осуществляется управление государственными делами и (или) самоуправление населения (местное самоуправление), создаются органы государственной власти или органы местного самоуправления.

________________

URL : http://slovo.yaxy.ru/a-kp.htm.