Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 18. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации)

1. Федеральным законом от 2 мая 2012 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", вступившим в силу с 1 июня 2012 года, п.3 комментируемой статьи изложен в новой редакции. Произошел переход от института назначения высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) к институту выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), который должен избираться гражданами РФ, проживающими на территории данного субъекта РФ и обладающими в соответствии с федеральным законом активным избирательным правом, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

В соответствии со ст.4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" по общему правилу активным избирательным правом обладает гражданин, достигший возраста 18 лет, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа.

Высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) может быть избран гражданин РФ, отвечающий совокупности условий, а именно:

- обладающий пассивным избирательным правом, т.е. правом быть избранным;

- не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства;

- достигший возраста 30 лет.

Законодатель установил общее правило, в соответствии с которым правом на выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) наделяются только политические партии. Политическая партия вправе выдвинуть кандидатом на указанную должность лицо, являющееся членом данной политической партии, либо лицо, не являющееся членом данной или иной политической партии. Такая позиция законодателя может быть обусловлена целесообразностью выдвижения кандидата, имеющего значительную поддержку в обществе, в то время как целью деятельности политических партий как раз и является отражение интересов определенных слоев общества.

Вместе с тем, законодателем предоставляется некоторая свобода регионам. В частности, законом субъекта РФ может предусматриваться выдвижение кандидатов на указанную должность в порядке самовыдвижения. Такой вариант может быть предусмотрен в тех регионах, в которых деятельность политических партий не слишком активна и не отражает весь спектр интересов граждан.

Президент РФ по своей инициативе может провести консультации с политическими партиями, выдвигающими кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), а также с кандидатами, выдвинутыми на указанную должность в порядке самовыдвижения. Порядок проведения таких консультаций определяется Президентом РФ.

Вопрос о законности проведения вышеуказанных консультаций был предметом рассмотрения в КС РФ. Согласно постановлению КС РФ от 24 декабря 2012 года N 32-П комментируемая норма была признана не противоречащей Конституции РФ постольку, поскольку данная процедура, которая в силу прямого указания закона имеет именно консультативный характер, не является обязательным элементом механизма выдвижения и регистрации кандидата на соответствующую должность, а решение вопроса об участии в избирательном процессе того или иного кандидата не ставится в зависимость от ее результатов.

Также п.3 комментируемой статьи устанавливается, что гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и отрешенный от этой должности Президентом РФ, в течение двух лет, исчисляемых со дня вступления в силу указа Президента РФ об отрешении его от должности и до дня назначения выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), не может быть выдвинут кандидатом на указанную должность ни в одном субъекте РФ.

Данную норму можно рассматривать в качестве одного из видов конституционной ответственности за действия (бездействие) высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), повлекшие отрешение его от должности, влекущего временное ограничение пассивного избирательного права при проведении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Также не может быть выдвинут кандидатом гражданин РФ, замещавший должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и досрочно прекративший полномочия в связи с отставкой по собственному желанию или в связи с выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, если выборы назначены в связи с указанными обстоятельствами.

Исключением является случай, когда гражданин РФ, наделенный полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) и осуществлявший эти полномочия не менее одного года, с согласия Президента Российской Федерации выдвигается кандидатом на выборах, если эти выборы назначены в связи с досрочным прекращением указанных полномочий по собственному желанию.

В этом случае не идет речь о выражении недоверия высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ). Законодатель фактически предоставил право действующим высшим должностным лица субъектов РФ (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ) подтвердить свою поддержку населением региона путем участия в выборах.

В данном случае возникает вопрос о целесообразности данной нормы. По мнению автора, выборы высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) целесообразно было бы проводить после окончания срока полномочий действующего высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), в том числе и в связи с высокой стоимостью проведения избирательной кампании. Нет логики в том, чтобы заботясь о процветании региона, проводить дорогостоящую избирательную кампанию для получения поддержки избирателей.

2. Пунктом 4 комментируемой статьи установлены требования к порядку выдвижения кандидата на должность высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В частности, выдвижение кандидата независимо от того, осуществляется ли оно политической партией или в порядке самовыдвижения, должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ.

Конкретное число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта РФ и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. При этом депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, должны учитываться только один раз.

Например, в соответствии с ч.1 ст.26 Закона Московской области от 6 июля 2012 года N 98/2012-ОЗ "О выборах Губернатора Московской области" в поддержку выдвижения кандидата должны быть собраны подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, находящихся на территории Московской области. Число таких подписей должно составлять 7 процентов от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора Московской области, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований, находящихся на территории Московской области.

Аналогично конкретное число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, должно устанавливаться законом субъекта РФ и определяться в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов и городских округов субъекта РФ. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов и городских округов субъекта РФ.