Неактуальный

Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (постатейный)

Комментарий к статье 2.1. Государственные должности субъектов Российской Федерации

1. Понятие "государственные должности субъектов Российской Федерации" раскрывается в ст.1 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Под ними понимаются должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Государственные должности субъекта Российской Федерации замещаются путем избрания или назначения на соответствующую государственную должность в порядке, определенном, как правило, уставом (конституцией) и специальным законом субъекта Российской Федерации. Например, в Саратовской области - в порядке, определенном Уставом (Основным законом) Саратовской области, Законом Саратовской области от 30 марта 2007 года N 51-ЗСО "О государственных должностях Саратовской области".

Пункт первый комментируемой статьи относит к полномочиям Президента Российской Федерации определять перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации. Понятие "типовые государственные должности" подразумевает, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принимая на своем уровне нормативные правовые акты, определяющие перечень государственных должностей соответствующего субъекта, должны взять за образец данный перечень. Однако это не означает, что этот перечень является строго обязательным. Наоборот, он выполняет две функции. С одной стороны, дает образец и способствует единообразию построения структуры государственной власти в субъектах Российской Федерации. С другой стороны, дает возможность субъектам Российской Федерации учитывать особенности, исторические, национальные и иные традиции своего региона.

В Указе Президента РФ от 4 декабря 2009 года N 1381 приведен следующий перечень типовых государственных должностей субъектов Российской Федерации:

1) первый заместитель, заместитель высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ;

2) член высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;

3) председатель законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

4) первый заместитель, заместитель председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

5) председатель, заместитель председателя комитета (комиссии) законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

6) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ;

7) председатель конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

8) заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

9) судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

10) председатель избирательной комиссии субъекта РФ;

11) заместитель председателя избирательной комиссии субъекта РФ;

12) секретарь избирательной комиссии субъекта РФ;

13) член избирательной комиссии субъекта РФ с правом решающего голоса;

14) председатель, заместитель председателя контрольно-счетного органа субъекта РФ;

15) аудитор (член) контрольно-счетного органа субъекта РФ;

16) уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте РФ;

17) мировой судья.

Согласно примечанию к данному перечню следующие должности могут учреждаться законодательством субъекта РФ:

- председатель конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

- заместитель председателя конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

- судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ;

- уполномоченный по правам человека (ребенка, коренных малочисленных народов) в субъекте РФ.

В регионах встречается множество государственных должностей, которые не указаны в названном указе Президента РФ, или имеют функции, аналогичные тем государственным должностям, которые перечислены в указе, но при этом имеют другие названия.

Например, в Саратовской области учреждена государственная должность управляющего делами Правительства области. Управляющий является членом высшего исполнительного органа государственной власти Саратовской области. При этом само понятие "управляющий делами" в Указе Президента РФ от 4 декабря 2009 года N 1381 отсутствует. По статусу управляющий делами равен заместителю Председателя Правительства области.