Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации

Участие в деле


Как и в АПК РФ (статья 40), в ГПК РФ (статья 34) в Кодексе административного судопроизводства определены лица, которые участвуют в деле.

Лицами, участвующими в деле, являются:

1) стороны;

2) заинтересованные лица;

3) прокурор;

4) органы, организации и лица, обращающиеся в суд в защиту интересов других лиц или неопределенного круга лиц.

Обратите внимание!

В отличие от других кодексов административными истцами могут быть органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, комиссии референдума, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностные лица.

Это связано со спецификой самого Кодекса, ведь Кодекс нацелен на обжалование неправомерных действий органов исполнительной власти и нормативно-правовых актов.

Как в и АПК (статья 46), в Кодексе административного судопроизводства допускается несколько истцов и ответчиков. При этом истец может обратиться в суд с коллективным административным исковым заявлением. Отличия соучастия и коллективного иска состоят в следующем.

Таблица

          

Отличия соучастия и коллективного иска

Соучастие

Коллективный иск

предметом спора, возникшего из административных или иных публичных правоотношений (административного спора), являются общие права и (или) обязанности нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков

многочисленность группы лиц или неопределенность числа ее членов, затрудняющие разрешение требований потенциальных членов группы в индивидуальном порядке и в порядке совместной подачи административного искового заявления (соучастия)

права и (или) обязанности нескольких субъектов административных или иных публичных правоотношений (нескольких административных истцов либо нескольких административных ответчиков) имеют одно основание

однородность предмета спора и оснований для предъявления членами группы соответствующих требований

предметом административного спора являются однородные права или обязанности субъектов административных или иных публичных правоотношений

наличие общего административного ответчика (административных соответчиков)

использование всеми членами группы одинакового способа защиты своих прав



Во всех процессуальных кодексах прописаны права участников процесса. И Кодекс административного судопроизводства - не исключение, в нем в статье 57 определены права участников. Однако Кодекс устанавливает и новые возможности судопроизводства посредством сети "Интернет". Такое судопроизводство позволяет:

- отслеживать дела в режиме онлайн;

- быстро реагировать на процессуальные действия;

- получать копии судебных актов.

Исключение составляют случаи предоставления документов, содержащих информацию, доступ к которой в соответствии с законодательством ограничен.

Документы подписываются усиленной электронной подписью. Конкретный вид электронной подписи, используемый для обращения за получением той или иной услуги, установлен постановлением Правительства РФ от 25 июня 2012 года N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг". Документы, подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными собственноручно подписанному бумажному документу (Федеральный закон от 10 января 2002 года N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи").

Квалифицированной электронной подписью является электронная подпись, которая соответствует всем признакам неквалифицированной электронной подписи и следующим дополнительным признакам:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям, установленным законом "Об электронной цифровой подписи").

Лица, участвующие в деле, вправе подавать ходатайства, предоставлять документы по телекоммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном Верховным Судом Российской Федерации. Четкий порядок размещения обращений в порядке административного судопроизводства будет еще определен Верховным Судом в рамках отдельного вида судопроизводства.