Стратегия реализуется в 2 этапа:
переходный этап - 2015-2020 годы;
основной этап - 2021-2030 годы.
Основными инструментами реализации Стратегии являются государственные программы Российской Федерации и государственные программы субъектов Российской Федерации. Состав этих программ должен отвечать целям, принципам и задачам реализации Стратегии.
На переходном этапе реализация Стратегии будет осуществляться в соответствии со следующими приоритетами:
формирование механизмов и стимулов для стабилизации демографической ситуации в сельской местности;
обеспечение развития жилищной, инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры сельских территорий;
корректировка существующих дисбалансов в обеспечении доступности и качества услуг образования и здравоохранения в сельской местности;
обеспечение эпизоотического благополучия сельских территорий;
разработка и внедрение системы социальных стандартов для сельских территорий;
формирование и апробация новых экономически эффективных рыночных механизмов организации сельскохозяйственного производства и сопутствующих видов хозяйственной деятельности;
формирование и апробация экономически эффективных механизмов обеспечения доступности ресурсов развития;
совершенствование правового регулирования для решения выявленных проблем устойчивого развития сельских территорий;
формирование эффективных механизмов межведомственного взаимодействия и координации деятельности по обеспечению устойчивого развития сельских территорий на федеральном, региональном и местном уровнях.
На переходном этапе ключевыми инструментами реализации Стратегии будут являться Государственная программа развития сельского хозяйства и входящая в ее состав Программа устойчивого развития сельских территорий.
На обеспечение устойчивого развития сельских территорий будут также направлены мероприятия других государственных программ Российской Федерации, в том числе в сферах образования, здравоохранения, культуры и туризма, физической культуры и спорта, обеспечения жильем и коммунальными услугами, социальной поддержки, транспорта, связи, экономического развития, занятости населения, охраны окружающей среды, природопользования, лесного хозяйства. При этом предстоит осуществить корректировку действующих государственных программ в соответствии с целями и задачами Стратегии.
На основном этапе решение задач развития инфраструктуры сельских территорий будет продолжено при одновременной интенсификации деятельности по повышению качества жизни сельских жителей в соответствии со следующими приоритетами:
формирование и внедрение сбалансированной системы механизмов и стимулов по улучшению демографической ситуации в сельской местности с учетом региональной специфики;
содействие внедрению новых экономически эффективных механизмов хозяйственной деятельности и предоставления социальных услуг в сельской местности;
обеспечение доступности ресурсов развития для сельского населения;
ускоренное развитие инфраструктуры связи и коммуникаций в сельской местности;
комплексное обеспечение культурно-досуговых потребностей сельского населения.
При этом состав и содержание государственных программ, направленных на решение задач устойчивого развития сельских территорий, могут быть изменены с учетом итогов реализации переходного этапа и эффективности принятых мер по реализации Стратегии.
Комплексное управление реализацией мероприятий Стратегии осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое:
определяет наиболее эффективные формы и порядок организации работ по выполнению Стратегии;
координирует работу исполнителей мероприятий Стратегии;
определяет приоритеты, принимает меры по привлечению средств внебюджетных источников для финансирования Стратегии;
обеспечивает контроль за ходом реализации Стратегии, в том числе за качеством проводимых мероприятий Стратегии, за выполнением сроков их реализации;