ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ

ПРИКАЗ

от 9 декабря 2014 года N 2188-д


О частичном удовлетворении требований, указанных в заявлении МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области (вх. N 4-2356 от 11.03.2014)

(с изменениями на 23 апреля 2015 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом ФСТ России от 23 апреля 2015 года N 811-д.

____________________________________________________________________



В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.95 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Положением о Федеральной службе по тарифам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 332, Правилами рассмотрения в досудебном порядке споров, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.10.2007 N 669, на основании заявления МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" (регистрационный вх. N 4-2356 от 11.03.2014) о досудебном рассмотрении спора, связанного с установлением и применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, с Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, рассмотрев представленные со стороны МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" и Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области материалы, связанные с оспариванием в досудебном порядке приказа Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 17.12.2013 N 142-вс/во "Об установлении тарифов на питьевую, техническую воду, транспортировку питьевой воды, водоотведение, водоотведение (очистку сточных вод) и транспортировку сточных вод на 2014 год", установлено следующее.

В поданном заявлении о досудебном рассмотрении спора МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" заявляет требование к Департаменту энергетики и регулирования тарифов Ярославской области признать экономически обоснованными и подлежащими учету в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год расходы по статьям затрат: "Недополученные по независящим от предприятия причинам доходы за 2012 год" - 52071,6 тыс.руб. (в т.ч. водоснабжение - 29242,7 тыс.руб., водоотведение - 22828,9 тыс.руб.), "Понесенные экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на 2012 год" - 25042,8 тыс.руб. (в т.ч. водоснабжение - 15017,5 тыс.руб., водоотведение - 10025,3 тыс.руб.).

Общая сумма подлежащих дополнительному учету экономически обоснованных расходов в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год составляет, по мнению МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал", 77114,40 тыс.руб.

Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области был использован метод экономически обоснованных расходов (затрат) в процессе расчета и установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2014 год.

В случае применения метода экономически обоснованных расходов (затрат) расчет соответствующих тарифов должен осуществляться региональным органом регулирования с учетом всех экономически обоснованных расходов (затрат), необходимых регулируемой организации для реализации инвестиционных и производственных программ на основании соответствующих документальных обоснований.

В соответствии с п.26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Правила регулирования тарифов), экспертное заключение по делу об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Проведенный анализ представленных со стороны Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в адрес ФСТ России письмом (исх. N 31-00925/4 от 26.03.2014, вх. N 4-3554 от 09.04.2014) экспертных заключений по уровню тарифов на услуги холодного водоснабжения (питьевая и техническая вода) (N 1-112-э/хвс от 04.12.2013) и водоотведения (N 1-113-э/во от 04.12.2013), оказываемые муниципальным унитарным предприятием городского округа город Рыбинск "Водоканал", на 2014 год с календарной разбивкой (далее - экспертные заключения) по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" в разрезе оспариваемых в досудебном порядке статей расходов установил следующее.

В соответствии с п.17 Правил регулирования тарифов к заявлению об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, направляемому регулируемой организацией в адрес органа регулирования, прилагаются расчеты расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (в т.ч. недополученных доходов/фактически понесенных, но не учтенных экономически обоснованных расходов за прошлые периоды регулирования), а также копии бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий период регулирования и на последнюю отчетную дату.

Согласно п.15 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 (далее - Основы ценообразования), в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы) учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Анализ экономической обоснованности расходов МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2014 год по статье спора "Понесенные экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на 2012 год" приведен Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в строках "10. Экономически обоснованные расходы, неучтенные при установлении тарифов в предыдущие периоды регулирования, недополученные доходы" на стр.4 и 5 Приложений 2 к экспертным заключениям по делам об установлении тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми заявленные организацией недополученные доходы/неучтенные экономически обоснованные расходы 2012 года в суммах 17420,2 тыс.руб. и 10025,2 тыс.руб. соответственно не были учтены регулирующим органом в тарифах на услуги водоснабжения и водоотведения по причине того, что они не соответствуют п.2 Основ ценообразования, а также поскольку сумма недополученных доходов за 2012 год, заявленных организацией, меньше суммы неосвоенных в 2012 году средств, учтенных при установлении тарифов на 2012 год.

ФСТ России отмечает, что довод Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о том, что заявленные МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" экономически обоснованные расходы, не учтенные при установлении тарифов в предыдущие периоды регулирования, а также недополученные доходы не соответствуют п.2 Основ ценообразования, не может рассматриваться в качестве основания и надлежащего экономического обоснования их невключения (полностью или частично) в соответствующие тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2014 год.

Заявленные МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" фактически понесенные, но не учтенные экономически обоснованные расходы и недополученные по независящим причинам доходы за 2012 год в соответствии с п.15 Основ ценообразования должны были рассматриваться Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения на 2014 год в установленном порядке.

Одновременно отмечается, что довод Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области о том, что сумма недополученных доходов за 2012 год, заявленных организацией, меньше суммы не освоенных в 2012 году средств, учтенных при установлении тарифов на 2012 год, не подтвержден документально.

В частности, экспертные заключения (а также их приложения) Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области по делам об установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2014 год не содержат информации об анализе отклонений в величинах фактических и плановых значений расходов в разрезе статей затрат, ссылок на обосновывающие материалы, на основании которых регулирующим органом были сделаны соответствующие выводы, а также не содержат самих расчетов недоиспользованных, по мнению Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, за 2012 год расходов МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал".

Также проведенный ФСТ России анализ бухгалтерского баланса МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" по Форме N 2 "Отчет о финансовых результатах" позволил установить, что в 2012 году у организации сложился чистый убыток в размере 3975 тыс.руб., что косвенно свидетельствует о наличии недополученных доходов и (или) фактически понесенных, но не учтенных экономически обоснованных расходов за этот период.

На основании вышеизложенных доводов ФСТ России пришло к выводу о том, что Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области были одновременно нарушены положения пп.а), д) п.26 Правил регулирования тарифов.

С учетом всех вышеизложенных доводов, в связи с выявленными нарушениями действующего законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, а также с учетом рассмотрения данного вопроса на заседании Контрольной комиссии ФСТ России (протокол от 05.12.2014 N СЗ-247)

приказываю:

1. Частично удовлетворить требования, изложенные МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" в заявлении о досудебном рассмотрении спора с Департаментом энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.

2. Признать Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области нарушившим положения пп.а), д) п.26 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, в процессе установления тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2014 год.

3. Органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения:

а) прекратить нарушения законодательства Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, выражающиеся в установлении приказом от 17.12.2013 N 142-вс/во для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2014 год тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения, экономическая обоснованность которых не подтверждена документально в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения;

б) при установлении цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2015 год провести комплексный анализ результатов деятельности МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" за 2012 год в соответствии с требованиями действующего законодательства и осуществить дополнительный учет результатов комплексного анализа деятельности МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" за 2012 год;

в) произвести перерасчет экономически обоснованных расходов МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" по статьям "Недополученные по независящим от предприятия причинам доходы за 2012 год", "Понесенные экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении тарифов на 2012 год" на 2014 год в соответствии с законодательством о государственном регулировании цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на основании всех обосновывающих материалов, имеющихся в распоряжении Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, с учетом запроса недостающих обосновывающих материалов у регулируемой организации и в случае выявления по результатам проведенного анализа, предписанного настоящим пунктом, неучтенных экономически обоснованных расходов МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" учесть их в установленном порядке при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для регулируемой организации на 2016 год, обеспечив введение в действие экономически обоснованных ставок тарифов на услуги водоснабжения и водоотведение на 2016 год не позднее 1 июля 2016 года.

(Подпункт в редакции, введенной приказом ФСТ России от 23 апреля 2015 года N 811-д. - См. предыдущую редакцию)

4. Отказать в остальной части заявленных МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" в заявлении о досудебном рассмотрении спора требований.

5. Об исполнении настоящего приказа органу исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения письменно проинформировать Федеральную службу по тарифам, представив в срок до 1 марта 2016 года в Контрольно-ревизионное управление ФСТ России надлежащим образом заверенные копии:

(Абзац в редакции, введенной приказом ФСТ России от 23 апреля 2015 года N 811-д. - См. предыдущую редакцию)

- комплексного анализа результатов деятельности МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" за 2012 год;

- решений об установлении цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" на 2016 год;

(Абзац в редакции, введенной приказом ФСТ России от 23 апреля 2015 года N 811-д. - См. предыдущую редакцию)

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ярославской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались решения, принятие которых было предписано настоящим приказом;

- экспертных заключений по делам об установлении для МУП ГО г.Рыбинск "Водоканал" цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения на 2016 год (с приложением сводных калькуляций затрат), с указанием в них результатов анализа и расчетов, проведение которых предписано настоящим приказом.

(Абзац в редакции, введенной приказом ФСТ России от 23 апреля 2015 года N 811-д. - См. предыдущую редакцию)

Руководитель Федеральной
службы по тарифам
С.Новиков







Редакция документа с учетом

изменений и дополнений подготовлена

АО "Кодекс"

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»