Действующий

Об утверждении Стратегии развития химического и нефтехимического комплекса на период до 2030 года (с изменениями на 14 января 2016 года)

4.2. Целевое видение


По итогам реализации настоящей Стратегии в соответствии с выделенными приоритетными направлениями химическая и нефтехимическая промышленность России к 2030 году будет характеризоваться значительными темпами роста, в первую очередь, за счет ускоренного развития производства продукции глубокой переработки, а также ряда других структурных изменений.

Существенно увеличится производство продукции высоких переделов, ориентированных на удовлетворение внутренних потребностей, за счет повышения доступности сырья для ее производства (как по марочному ассортименту, так и по цене), а также за счет более высокой эффективности предприятий и увеличения инвестиционной привлекательности отрасли в целом. Это приведет к импортозамещению в потреблении высокотехнологичной продукции, а также в поставках специальных материалов и химических реактивов для обеспечения национальной безопасности России. При этом необходимо отметить, что полное импортозамещение отдельной продукции невозможно ввиду особенностей ассортиментного обмена и международного разделения труда в химическом комплексе.

Реализация мер по снижению зависимости российской экономики от импорта должна проводиться с учетом особенностей функционирования отдельных рынков, на которых существуют технологические предпосылки для нарушений антимонопольного законодательства, в том числе в виде заключения антиконкурентных соглашений и осуществления согласованных действий, ограничивающих конкуренцию, в частности, учитывать условия функционирования на технологически взаимосвязанных рынках продукции, например, рынках каустической соды, хлора и поливинилхлорида (ПВХ), а также рынках нефтехимического сырья для производства ПВХ.

Сырьевое обеспечение производства химической продукции, в том числе продукции глубокой переработки, будет достигнуто за счет формирования сбалансированной структуры сбыта продукции нефтехимической промышленности, в частности базовых полимеров, которая изменит свою экспортную ориентацию в пользу поставок на внутренний рынок. Ключевой задачей для производителей низких переделов будет синхронизация товарного ассортимента с потребностями отечественных переработчиков.

Развитию высоких производственных переделов будет способствовать реализация инициатив настоящей Стратегии в части стимулирования ускоренного технологического развития отрасли. По оценкам экспертов, на сегодняшний день технологические разрывы по большинству направлений настолько существенны, что их сокращение в прогнозном периоде представляется практически невозможным или потребует значительных инвестиций. По опыту развивающихся стран, не обладающих собственными разработками (КНР, Бразилия, Индия, Южная Корея и др.), эффективным механизмом технологического развития химического комплекса является локализация иностранных производств и создание совместных предприятий с иностранными компаниями с целью трансфера технологий. В прогнозном периоде планируется значительное увеличение количества компаний, локализованных на территории Российской Федерации.

В низких производственных переделах будет осуществлена масштабная модернизация существующих мощностей, характеризующихся значительным физическим и моральным износом, в том числе оказывающих существенное негативное воздействие на окружающую среду, с целью повышения их энергетической эффективности и ресурсосбережения.

Повышение эффективности существующих производств и ускоренное технологическое развитие отрасли обеспечат конкурентоспособность продукции низких переделов, а также будут стимулировать развитие производств высоких переделов на территории России.

Повышение конкурентоспособности химического комплекса Российской Федерации естественным образом приведет к повышению доли экспорта в структуре производства продукции. В части низких производственных переделов потребуется применение ряда мер поддержки экспортеров российской продукции (поддержка сертификации российской продукции на зарубежных рынках, организация выставок и других мероприятий, административная поддержка и др.). В части высоких производственных переделов особое внимание необходимо будет обратить на поддержку иностранных производителей, локализовавших производство в Российской Федерации.

С целью поддержки реализации крупных инвестиционных проектов по созданию мощностей для переработки углеводородного сырья для производства нефте- и газохимической продукции будут применены механизмы их долгосрочного финансирования в рамках ГЧП.

В соответствии с пунктом 9 плана мероприятий, направленных на повышение темпов роста российской экономики, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации 30 июля 2013 года N 4571п-П13, Министерством экономического развития России совместно с Министерством финансов России разработана нормативная база, предусматривающая установление правил, критериев и порядка отбора самоокупаемых инфраструктурных проектов, претендующих на государственное финансирование на платной и возвратной основе за счет средств Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) и пенсионных накоплений:

- постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 990 "О порядке размещения средств Фонда национального благосостояния в ценные бумаги российских эмитентов, связанные с реализацией самоокупаемых инфраструктурных проектов";

- постановление Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2013 года N 991 "О порядке проведения оценки целесообразности финансирования инвестиционных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и (или) пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении государственной управляющей компании, на возвратной основе".

Данный механизм позволяет финансировать до 40% проекта за счет средств ФНБ, при этом 60% стоимости проекта должны быть привлечены из иных источников, в том числе собственных средств инициатора проекта.

Кроме того, реализация указанных проектов возможна с привлечением государственной корпорации "Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", деятельность которой регулируется Федеральным законом от 17 мая 2007 года N 82-ФЗ "О банке развития", Меморандумом о финансовой политике Государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2007 года N 1007-р.

Особое развитие получат сегменты производства изделий из пластмасс, высокотехнологичных пластиков; рост будет также наблюдаться в сегментах производства лакокрасочных материалов, химических волокон и нитей, специальной химической продукции и химических реактивов, шин и резинотехнических изделий; несколько сократится доля традиционных для России сегментов (производство основных химических веществ и др.) (рисунок 13).

         

Рисунок 13 - Структура производства продукции химического комплекса Российской Федерации, 2030 год. Общий объем - 9,4 трлн руб. (в ценах производителей) (прогноз SPG)



К 2030 году структура производства химической и нефтехимической промышленности России по отдельным направлениям (кроме производств минеральных удобрений, каустической соды и лакокрасочных материалов) приблизится к структуре указанной отрасли в мире (рисунок 14).

          

Рисунок 14 - Структура выпуска продукции химического комплекса в мире, 2030 год. Общий выпуск - 7,8 трлн долл. США (по данным Deutsche Bank, Frost & Sullivan, Market Line, Petkim, Royal Bank of Scotland, Scherwin Willams, SPG, Timetric)

На внутреннем рынке России повысится удельное потребление химической и нефтехимической продукции в различных сферах ее применения, увеличится доля потребления продукции высоких переделов в общей структуре внутреннего спроса.

Высокая доля химической продукции высоких переделов в производстве будет поддерживаться активным ростом потребления изделий из пластмасс (до 79,4 кг/чел. к 2030 году по сравнению с 30,2 кг/чел. в 2012 году), что, однако, будет существенно ниже, чем прогнозируемый уровень потребления к тому же году изделий из пластмасс в мире (140 кг/чел.).