В настоящее время состояние и функционирование транспортных организаций характеризуется рядом негативных тенденций, для устранения которых требуются значительные объемы капиталовложений, оздоровление финансового состояния организаций, совершенствование нормативно-правовой базы и усиление государственной поддержки.
Основной проблемой транспортных организаций является низкая техническая оснащенность парка пассажирского автомобильного, наземного электрического и морского пассажирского транспорта (далее - парк пассажирской техники).
(Абзац в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2018 года N 1114-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2020 года N 2121-р; в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2021 года N 3139-р. - См. предыдущую редакцию)
Существующие производственные мощности транспортных организаций состоят из физически и морально устаревшей техники. Кроме того, существенна нехватка пассажирской техники (в первую очередь автобусов) на городских маршрутах, что приводит к снижению качества транспортного обслуживания, высокому проценту аварийности, росту расходов на финансирование эксплуатационных и инвестиционных затрат, ухудшению экологической безопасности и безопасности дорожного движения.
Следует также отметить сложную ситуацию в связи с финансированием мероприятий по развитию парка пассажирской техники транспортных организаций. В условиях ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на обновление парка пассажирской техники, и слабого финансового состояния транспортных организаций единственным источником для проведения мероприятий по модернизации и обновлению парка пассажирской техники могут стать различные формы кредитования.
Однако возможности транспортных организаций по привлечению банковских кредитов крайне ограничены. В настоящее время на территориях Республики Крым и г.Севастополя кредитные Организации предлагают заемщикам финансирование под 15 и более процентов годовых. Привлечение транспортными организациями заемного финансирования на рыночных условиях существенно скажется на тарифе.
При этом транспортные организации не интересны коммерческим банкам и лизинговым компаниям как заемщики, так как высокий износ эксплуатируемой пассажирской техники не дает транспортным организациям возможности предоставить указанную технику в залог при предоставлении банковских кредитов, а дефицит собственных средств означает возникновение сложностей с оплатой первоначального взноса (аванса) (для покрытия залогового дисконта) при закупке указанной техники в лизинг или кредит.
Существует еще одна проблема, с которой столкнулись организации, расположенные на территориях Республики Крым и г.Севастополя, - сложность с интеграцией хозяйствующих субъектов Республики Крым и г.Севастополя в правовое поле Российской Федерации.
Экономическая деятельность в Республике Крым и г.Севастополе в настоящее время затруднена, приостановлены многие сделки, не производится регистрация новых юридических лиц из-за существенного различия правовых систем Российской Федерации и Украины (в том числе в части законодательства о юридических лицах).
Отсутствие у транспортных организаций российской отчетности также ухудшает оценку качества ссуд российскими кредитными организациями при рассмотрении заявок о предоставлении кредитов транспортным организациям для приобретения пассажирской техники.
Для решения указанной проблемы был принят Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и статью 1202 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым юридические лица, действующие на территориях Республики Крым и г.Севастополя, могут привести свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и обратиться с заявлением о постановке на учет в налоговых органах Российской Федерации в качестве российских организаций (при этом одновременно с постановкой на учет в налоговых органах Российской Федерации будет осуществляться внесение сведений в Единый государственный реестр юридических лиц) либо могут не приводить свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и сохранить статус иностранной организации, осуществляющей свою деятельность на территории Российской Федерации.
Организации, осуществившие постановку на учет в налоговых органах Российской Федерации и зарегистрированные в Едином государственном реестре юридических лиц, приобретают права и обязанности российских организаций с даты принятия Республики Крым и г.Севастополя в состав Российской Федерации.