Действующий

Об утверждении Стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2020 года

2. Анализ состояния и развития торговой отрасли в Российской Федерации


Потребительский рынок остается одним из наиболее устойчивых к рискам экономического развития секторов отечественной экономики.

Тем не менее, в 2013 году усилилась тенденция замедления темпов роста оборота розничной торговли. Сдерживающее влияние на динамику потребительского спроса оказало снижение темпов роста реальных денежных доходов населения и потребительского кредитования, увеличение склонности населения к сбережениям.

За 2013 год оборот розничной торговли составил 23685,9 млрд. рублей. Рост составил 3,9% к 2012 году.

За 9 месяцев 2014 года оборот розничной торговли составил 20851,5 млрд. рублей. Рост составил всего лишь 2,6% по отношению к аналогичному периоду 2013 года.

Торговая отрасль продолжает оставаться лидером по обеспечению занятости для населения: общая численность занятых в 2013 году составила более 12,4 млн. человек - 18,3% от среднегодовой численности по видам экономической деятельности.

Показатели среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников организаций торговли в целом характеризуются увеличением. Согласно данным Росстата с 2008 года средняя номинальная начисленная заработная плата работников организаций торговли выросла в среднем на 15649 руб. и в 2014 году составила 25238 руб. Малый бизнес в торговле играет важную роль в формировании оборота розничной торговли. По количеству малых предприятий торговля занимает лидирующие позиции по сравнению с другими отраслями экономики: на начало 2012 года в оптовой и розничной торговле, ремонте автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования насчитывалось 71,3 тыс. малых предприятий, без микропредприятий (30,8% от общего числа), на 2013 год - 68,6 тыс. (28,8%). Преимущественно сокращение произошло за счет организаций оптовой торговли, число которых снизилось за год на 5,5%, число организаций розничной торговли сократилось всего на 0,4 тыс. единиц.

Малые и средние торговые предприятия выполняют важную экономическую и социальную функцию, являясь каналом сбыта продукции мелких и средних производителей потребительских товаров, прежде всего продуктов питания, и сельскохозяйственных производителей. Малые и средние торговые предприятия также часто первыми начинают продажи новых товаров, производители которых еще не достигли необходимого масштаба для создания широкой дистрибуции и выхода в розничные сети. Таким образом, наличие достаточно большого количества малых и средних торговых предприятий и их предпринимательские инициативы серьезно стимулируют развитие внутреннего производства.

Для обеспечения устойчивого роста внутреннего производства требуется как стимулирование внутреннего спроса, так и максимальное расширение всех возможных каналов розничного сбыта. Вторая задача выполняется построением многоформатной розничной торговли, когда производитель независимо от своего размера может воспользоваться разными возможностями сбыта.

Это же отвечает интересам потребителей, которые в развитых странах используют одновременно 6-7 форматов торговли, тогда как в России зачастую данный показатель находится на уровне 2-3 торговых форматов, что свидетельствует о недостаточном уровне комфорта потребительской среды.

Также необходимо учитывать специфику потребительского поведения в России, особенно в части покупок продуктов питания. Согласно исследованию, проведенному Минпромторгом России, около 60% российских потребителей покупают продукты питания каждый день либо раз в два дня. Такая частота покупок им наиболее комфортна. С одной стороны, это дает уникальный шанс развитию местного сельскохозяйственного производства и производства свежих продуктов питания, так как потребитель с такой частотой покупок желает приобретать самый свежий товар, а не совершать закупки продуктов с длительными сроками хранения впрок. С другой стороны, инфраструктура розничной торговли должна быть приспособлена для обеспечения комфорта повседневных покупок продуктов питания.

При этом необходимо учитывать, что близость торговых объектов к месту жительства и работы потребителя увеличивает потребление свежих скоропортящихся продуктов питания, особенно сельскохозяйственной продукции, что крайне важно как для сбалансированного питания, так и для увеличения спроса на данную продукцию и, соответственно, увеличения ее производства.

Недостаточная экономическая и физическая доступность продовольствия приводит к значительным диспропорциям в структуре потребления населением пищевых продуктов, отрицательно сказывается на здоровье граждан. По данным Росстата за 2013 год, наблюдается дефицит потребления овощей и бахчевых (от 19,6% до 31,1%), фруктов и ягод (от 14,9% до 23,4%), молока и молочных продуктов (от 15,5% до 20,5%), яиц (16,5%) по сравнению с рекомендуемыми объемами потребления пищевых продуктов, утвержденными Минздравом России (приказ от 2 августа 2010 года N 593н).

Особенно заметен дефицит потребления свежих продуктов питания у наименее обеспеченных слоев граждан. По данным Росстата за 2013 год, численность малоимущих граждан (с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума) составляет 15,9 млн. человек, или 11,1% населения России. Данная категория граждан недостаточно потребляет практически все продукты питания. Дефицит потребления, по оценке Минсельхоза России, составляет 46,3% по молоку и молочным продуктам, 37,3% по яйцам, 28,5% по рыбе, 61,1% по фруктам и ягодам, 51,2% по овощам, 42,6% по картофелю.

Из приведенных данных следует, что основной дефицит потребления наблюдается в категориях свежих скоропортящихся продуктов. Указанные категории свежих продуктов питания замещаются в рационе потребителя продуктами с увеличенными сроками годности, в том числе продуктами с глубокой переработкой с применением специальных добавок, различными суррогатами, консервированной продукцией, что ухудшает структуру питания человека и свидетельствует о нераскрытости потенциала местного производства свежих скоропортящихся продуктов и неразвитости каналов сбыта данной продукции.

В этой связи основной акцент следует сделать на развитие торговой инфраструктуры "шаговой доступности" во всех сегментах розницы, нацеленных на реализацию свежих продуктов питания и сельскохозяйственной продукции местного производства. Это прежде всего малые форматы торговли (в том числе небольшие магазины, нестационарная и мобильная торговля, фирменная торговля местных и региональных производителей продуктов питания, ярмарки, сельскохозяйственные рынки).

Для развития малых торговых форматов требуется минимум инвестиций и капитальных затрат хозяйствующих субъектов для начала торговли, что крайне важно, особенно в текущей экономической ситуации. Соответственно, имеется возможность мобилизовать данные каналы сбыта в самые сжатые сроки, дав толчок развитию местного малого и среднего производства продуктов питания и сельскохозяйственной продукции. Эта задача особенно важна в свете выполнения задач по импортозамещению потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами.

При этом следует особо отметить вклад торговли и в общее развитие предпринимательства в стране, так как зачастую именно торговля является первым ("стартовым") видом бизнеса для многих предпринимателей. В этой связи особенно важна реальная возможность создания и использования начинающим предпринимателем низкозатратной с точки зрения первоначальных инвестиций инфраструктуры розничной торговли, в том числе рынков, ярмарок, нестационарной и мобильной торговли. Это позволит начать бизнес с минимальными вложениями со стороны хозяйствующего субъекта.

Отрасль торговли играет важную социальную и экономическую роль не только на уровне страны в целом, но и на уровне каждого региона.

Уровень развития торговли неоднороден по различным территориям Российской Федерации. Это выражается как в уровне цен, в обеспеченности населения торговыми площадями, товарным ассортиментом, то есть в показателях, которые непосредственно относятся к отрасли торговли, так и в уровне развития транспортно-логистической инфраструктуры, наличии местных производителей и прочих параметрах, оказывающих влияние на развитие торговли в регионе. При этом для многих регионов торговля является основой экономики.

В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост общего количества торговых объектов как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Динамика роста в целом невысока (1,0-3,6% в год), хотя отмечается более активное увеличение площадей сетевых форматов торговли, супермаркетов и дискаунтеров.

Кроме того, развитие форматов торговли очень неоднородно по территории России. Например, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится около половины торговых площадей гипермаркетов, супермаркетов. На долю остальных городов-миллионников - еще 30%. Таким образом, на долю оставшихся жителей, которые составляют 75% населения страны, приходится пятая часть площадей таких объектов.

В то же время отдаленные и труднодоступные территории Российской Федерации зачастую испытывают острый дефицит торговых объектов (вплоть до полного их отсутствия).

Согласно результатам анализа развития торговли в Российской Федерации и зарубежных странах российская розничная торговля демонстрирует существенное отставание от развитых государств Европы по обеспеченности торговыми площадями, а также по доле дистанционной торговли в общем обороте торговли.

С учетом труднодоступности ряда территорий Российской Федерации, а также в связи со слабой развитостью торговой инфраструктуры на значительной части территории страны, необходимо уделить особое внимание дистанционной торговле, которая в некоторых случаях является единственной возможностью удовлетворить спрос современного потребителя. Следует также рассмотреть адекватные меры государственной поддержки торговой деятельности в таких регионах.

Особая роль внутренней торговли потребительскими товарами в экономике предопределяет повышенное государственное внимание к развитию данной отрасли. Внутренняя торговля стимулирует развитие производства, транспорта, связи и других сервисных отраслей, вносит весомый вклад в ВВП, обеспечение налоговых поступлений. Торговля имеет стратегическое значение для обеспечения социально-экономической стабильности в стране, так как в результате удовлетворения потребительского спроса обеспечивается доступность необходимых для жизнедеятельности товаров, которая в свою очередь определяет динамику инфляционных процессов, структуру денежных расходов и динамику денежных доходов. Торговля традиционно является местом или способом занятости для высвобождаемых из производственных секторов работников.

Особенно это важно в условиях перехода к более низкой траектории экономического роста, начавшегося в 2012 году, снижения возможностей стимулирования потребительского спроса потребительским кредитованием в связи с достижением опасного уровня "закредитованности" населения, усложнения общемировой экономической ситуации, ужесточения глобальной и региональной конкуренции вследствие вступления России в ВТО, функционирования регионального интеграционного проекта с участием России - Таможенного союза и Единого экономического пространства. Наконец, без опережающего развития инфраструктуры розничной и оптовой торговли невозможно осуществлять импортозамещение потребительских товаров зарубежного производства отечественными аналогами в тех сегментах, где это позволяет сделать российская промышленность.

Для сохранения рыночных принципов управления отраслью требуется стратегическое согласованное планирование действий органов государственной власти по содействию позитивным процессам в отрасли (ее росту, развитию) с учетом прогнозируемых внешних и внутренних условий, эффективному использованию ее ресурсов и потенциала. При этом планируемые действия должны быть скоординированы не только между федеральными, региональными и муниципальными уровнями власти, но и с действиями, потребностями и ожиданиями торгового бизнеса и общества в целом. Конкретные стратегические цели, задачи и индикаторы должны ориентировать органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и хозяйствующих субъектов на поддержку всестороннего развития многоформатной торговли.