Для оценки базовых значений показателей (индикаторов) были использованы доступные данные прошлых лет (по возможности, количественные), которые затем при помощи экспертных оценок были уточнены для получения итоговых значений показателей (индикаторов). При этом для значительной части целевых показателей (индикаторов) отсутствует какая-либо информация для определения базовых значений из-за новизны данных показателей и новизны тех масштабных проектов, эффективность реализации которых эти показатели отражают.
В основном количественные оценки базовых значений (значений показателей на начало реализации Программы) были сформированы исходя из 3 основных источников информации - данные Федеральной службы государственной статистики, результаты Программы на 2011-2015 годы, итоги количественных и экспертных опросов. В тех случаях, когда возможно было использовать несколько источников данных для косвенной проверки значений, верификация и соотнесение информации также проводились экспертным путем и дополнялись качественной информацией, поскольку каждый из указанных источников имеет свои особенности.
Несомненными достоинствами данных официальной статистики являются надежность и полнота картины (федеральный уровень данных, разбивка по регионам). Основные недостатки - временное запаздывание (1-2 года), снижающее актуальность данных, и устаревшая структура сведений (не отражены изменения в системе образования за последние 2-3 года). По возможности были использованы исторические данные для построения трендов и получения оценочных сведений, в частности, демографического характера, социально-экономического развития, динамики в социальной сфере и отдельных отраслях экономики.
Результаты Программы на 2011-2015 годы были использованы как результаты в виде достигнутых значений базовых показателей, а также данные отдельных проектов по необходимой тематике, предусматривавших работу с количественными сведениями. Анализ динамики достижения значений показателей, а также итогов экспертно-аналитического сопровождения Программы на 2011-2015 годы, где раскрывается характер полученных результатов, дали возможность запланировать значения показателей по родственной тематике. Существенным недостатком этого источника является то, что большинство значений были получены оценочным путем за счет работы с экспертными данными, что снижает точность оценок. Другим важным источником данных являются итоги отдельных проектов, где в рамках пилотных исследований, проведения апробации и т.д. была проведена работа по сбору первичных данных. Такие сведения были использованы по проектам соответствующей тематики.
Для определения итогов количественных опросов и экспертных исследований использовались как итоги ранее проведенных опросов (в рамках проектов Программы на 2011-2015 годы, а также независимых агентств), так и исследования, направленные на оценку тех или иных параметров. Опросы были проведены в том числе с использованием дистанционных технологий (информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет", электронные рассылки). Существенным недостатком такого способа оценки является необходимость репрезентативной выборки, что далеко не всегда может быть обеспечено.
Таким образом, основные подходы к оценке показателей (индикаторов) были построены на количественных данных, которые для обеспечения достоверности были по возможности уточнены за счет запросов в необходимые ведомства, анализа данных из открытых источников, а также итогов реализации Программы на 2011-2015 годы.
Следует отметить, что эксперты при проведении расчетов значений целевых показателей также ставили своей задачей создать методологию оценки каждого из показателей, которая в рамках пилотного мониторинга может быть проверена на возможность получения итоговых значений и оценки достижения запланированных данных. В этом случае ссылка на проекты Программы и использование различных информационных источников показывают основные подходы к оценке, которые могут быть рекомендованы на пилотном этапе.
Методические подходы к определению целевых показателей (индикаторов) Программы приводятся в приложении.