Действующий

Об утверждении Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы

IV. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в сфере образования без использования программно-целевого метода


Демографическая ситуация продолжает оставаться серьезным фактором, влияющим на развитие российского образования. Одновременно устойчивый характер в последние годы приобретают тенденции повышения рождаемости и увеличения численности детей дошкольного и младшего школьного возраста и повышения потребности различных групп населения в качественных и доступных образовательных услугах на уровне дошкольного и начального общего образования.

При этом в настоящее время продолжается снижение численности контингента учителей в общем образовании и преподавателей вузов. Сохраняется большое количество учителей и преподавателей пенсионного возраста, притом что лишь 40 процентов выпускников педагогических вузов приходят работать в школы. В отдельных субъектах Российской Федерации после первых 3 лет педагогической деятельности только одна шестая часть молодых педагогов остается работать в системе образования.

Высшая школа и система общего образования в таких условиях не смогут в полной мере противостоять последствиям сложившейся демографической ситуации, а в перспективе будут не готовы к ее позитивным изменениям, связанным с резким ростом численности выпускников образовательных организаций общего образования с учетом реальных потребностей.

В связи со значительной численностью высвобождаемых работников высшего образования возникает необходимость создания механизмов социальной адаптации и профессиональной переподготовки указанной категории работников в целях своевременной ориентации их на современном рынке труда.

Минобрнауки России предпринимаются меры по анализу деятельности и модернизации сети образовательных организаций высшего образования, в связи с чем будет существенным образом обновлена сеть вузов, не вошедших в число федеральных и национальных исследовательских университетов.

Предполагается скорректировать типологию и структуру вузовской сети в целом с оптимизацией количества филиалов вузов в сторону их сокращения (сокращение филиалов до 80 процентов). Будет сокращено общее число вузов (до 40 процентов) при условии увеличения численности студентов, получающих качественное высшее образование с использованием современного лабораторного оборудования в федеральных и национальных исследовательских университетах.

Формируемое государственное задание на получение высшего образования в том числе будет учитывать потребности инновационной экономики и необходимость обучения в полнокомплектных студенческих группах за счет средств соответствующих бюджетов. В этих условиях необходимы меры по изменению сети образовательных организаций на всех уровнях системы образования, развитию межвузовской кооперации, обмену ресурсами, созданию необходимой инфраструктуры для инклюзивного обучения. Реализовать указанные меры в рамках планово-нормативного финансирования невозможно из-за отсутствия должной проектной разработки, анализа возможных вариантов модернизации и их последствий, отсутствия необходимых новых моделей и инструментов реализации указанных мер. Получить необходимые изменения возможно только в результате выполнения комплексных системных проектов, реализуемых в рамках Программы, целенаправленно ориентированных на формирование и внедрение указанных новых моделей вузов, новых образовательных программ, новых условий и технологий их реализации.

В противном случае не будут в полной мере реализованы такие важные изменения последних лет, как повышение конкурентоспособности (в том числе международной) организаций высшего образования и расширение спектра оказываемых вузами услуг дополнительного образования.

Требует решения сохраняющаяся в профессиональном образовании проблема неудовлетворенной потребности образовательных организаций в учебных площадях и объектах социальной направленности. Эта проблема не утрачивает свою актуальность, несмотря на ожидаемое сокращение численности студентов. Необходимы реконструкция и строительство учебных и учебно-лабораторных корпусов, зданий библиотек, объектов физкультурно-оздоровительного назначения, общежитий. С учетом планируемой реорганизации сети образовательных организаций высшего образования и региональных сетей среднего профессионального образования, а также создаваемых объединений образовательных организаций кластерного типа на базе вузов очевидна потребность в комплексном характере решения такой проблемы. Актуальность, комплексность и социальная направленность возникших проблемных ситуаций требуют их решения в формате программно-целевого инструмента на федеральном уровне, поскольку, как показала практика, преодолеть растущий дисбаланс между потребностями образовательной среды и реальным положением дел разрозненными и несистемными мерами не удается.

В прежние годы не был поставлен и решен вопрос, связанный с применением единых оценочных средств и единых механизмов оценки качества знаний в профессиональном образовании (в том числе высшем образовании). В связи с этим в перспективе будет увеличиваться диспропорция в качестве подготовки выпускников различными образовательными организациями по одним и тем же образовательным программам профессионального образования. Указанная диспропорция потребует все более значительных материально-финансовых затрат и временных ресурсов на дополнительную подготовку молодых специалистов к профессиональной деятельности.

В связи с этим в рамках реализации такого необходимого проектно-целевого инструмента, как Программа, предусматривается создание и развитие распределенной сети центров мониторинга качества образования, охватывающей всю территорию страны и все уровни образования - от основного общего образования до высшего образования. Подобная система центров мониторинга качества образования может быть реализована только в рамках комплексного программно-целевого подхода, поскольку станет не только инфраструктурным проектом, но и позволит сформировать принципиально новую культуру образования и оценки его качества и достигнутых образовательных результатов. Мониторингом качества образования и достигнутых результатов предполагается охватить обучающихся на различных этапах образовательного и жизненного пути - как в школе (практически в каждом классе), так и в системе дополнительного и профессионального образования. За счет подобного рода качественно новых механизмов и технологий в образовании будут обеспечены условия профессионального, социального и личностного ориентирования, оказана помощь в построении индивидуальных социальных и профессиональных траекторий человека. В свою очередь, это даст возможность каждому обеспечить свое будущее за счет реализации своих возможностей, приобретения, накопления и последующего наращивания собственного человеческого капитала.

Для современного российского образования все еще характерно рассогласование номенклатуры предоставляемых образовательных услуг и требований к качеству и содержанию образования со стороны потребителей этих услуг. Это приводит к низкому уровню влияния образования на социально-экономическое развитие как субъектов Российской Федерации, так и страны в целом. Наиболее явно это выражено в среднем профессиональном и дополнительном профессиональном образовании.

Дополнительное профессиональное образование, являясь важной составляющей непрерывного образования российских граждан, призвано мобильно и эффективно реагировать на новые требования отечественной и мировой экономики, возрастающие запросы населения на приобретение дополнительных компетенций, в первую очередь на повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Однако в настоящее время это не обеспечивается в полной мере.

Необходимо добиться устойчивого процесса непрерывного образования как важнейшей составляющей образования российских граждан в течение всей жизни. В связи с этим больше внимания должно уделяться проблемам развития дополнительного образования детей и взрослых и профессионального обучения.

Одной из важнейших проблем современного образования является процесс необходимого применения информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности и учебном процессе для всех видов и на всех уровнях образования. В настоящее время 98 процентов организаций общего образования, 99 процентов организаций среднего профессионального образования и 100 процентов организаций высшего образования подключены к скоростным каналам информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Это дает возможность иметь доступ к единым базам знаний, единым системам образовательных ресурсов, электронным и сетевым библиотекам. Однако не создана целостная электронная образовательная среда, являющаяся важным фактором повышения качества образования. Также необходимо повышать качество имеющихся общедоступных образовательных ресурсов, развивать новые направления и формы обучения.

Серьезной проблемой российского образования является отсутствие комплексности в системе целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, организаций дополнительного образования.

Также существуют проблемы в сфере работы с детьми и взрослыми с ограниченными возможностями здоровья. На уровне среднего профессионального и высшего образования в настоящее время отсутствуют полноценные механизмы поддержки и предоставления равных образовательных возможностей для этой категории граждан. Особого внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

В прежние годы (в том числе в рамках Программы на 2011-2015 годы) в практике образовательных организаций профессионального образования не уделялось необходимого внимания вопросам открытости и комфортности системы среднего профессионального и высшего образования для граждан с особыми образовательными потребностями (включая инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья). Однако в настоящее время это направление модернизации становится все более востребованным и необходимым. Без решения указанной проблемы не удастся обеспечить социально значимую потребность большого количества трудоспособных граждан в доступном и качественном образовании, право на которое они могут реализовать только при наличии специально созданных условий.

Среднее профессиональное образование становится сегодня более востребованным и мобильным. Фактически оно разделяет с высшей школой ведущее место в подготовке кадров для всех отраслей экономики и социальной сферы.

В то же время для профессиональной школы характерен ряд проблем, без преодоления которых будет серьезным образом затруднено ее инновационное развитие. Одной из проблем является противоречие между ростом потребности в специалистах и отсутствием объективного прогноза такой потребности по отраслям экономики, нерациональное использование специалистов со средним профессиональным образованием, в том числе по причине отсутствия действенных механизмов и моделей трудоустройства, последующего сопровождения и мониторинга карьеры выпускников, низкая стоимость труда молодого специалиста. При этом перспективное прогнозирование потребностей рынка труда для формирования контрольных цифр приема по различным отраслям экономики, перспективных моделей мониторинга трудоустройства и сопровождения карьеры выпускников (также по различным сферам их деятельности, отраслям экономики и специальностям) возможно обеспечить только в рамках комплексного проекта, который учитывал бы специфику различных областей знаний и отраслевой принадлежности (медицина, строительство, сельское хозяйство, наука, промышленность, транспорт и др.). Подобный подход начал апробироваться в рамках Программы на 2011-2015 годы и показал свою исключительную эффективность и востребованность. В связи с этим его реализацию необходимо продолжать в рамках предлагаемой Программы. Очевидно, что запустить и реализовать подобный проект в рамках планово-нормативного финансирования или в рамках отдельных несистемных мероприятий не удастся. Все это предопределяет необходимость решения проблемной ситуации путем принятия комплексного программно-целевого инструмента (федеральной целевой программы).

В случае дальнейшего развития сложившейся проблемной ситуации в системе российского образования без организации программного воздействия на проблемные моменты стагнация образования приобретет ярко выраженный характер.

Реализация Программы позволит создать механизм необратимых поступательных позитивных системных изменений в образовании Российской Федерации.

Расходы федерального бюджета на сферу образования в 2012 году составили 603,84 млрд. рублей, в 2013 году - 672,28 млрд. рублей. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2012 году составили 2046,97 млрд. рублей, в 2013 году - 2333,74 млрд. рублей.

По состоянию на 1 мая 2014 года суммарные расходы на образование составили 629,51 млрд. рублей, в том числе:

расходы федерального бюджета - 249,61 млрд. рублей;

расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации - 499,21 млрд. рублей.

На дошкольное образование по состоянию на 1 мая 2014 года расходы федерального бюджета составили 6,67 млрд. рублей, на общее образование - 3,02 млрд. рублей, на профессиональное образование - 3,28 млрд. рублей.

Расходы федерального бюджета на профессиональную переподготовку и повышение квалификации по состоянию на 1 мая 2014 года составили 2,67 млрд. рублей, на высшее образование - 223,26 млрд. рублей.