Анализ выполнения Программы на 2011-2015 годы показывает, что задачи укрепления позиций русского языка в Российской Федерации и за рубежом удалось решить не в полной мере.
Спецификой реализации Программы является то, что мероприятия проводятся на всех уровнях - федеральном, региональном и муниципальном.
Расходные обязательства в сфере поддержки русского языка по состоянию на 1 июля 2014 года включают в себя:
расходные обязательства Российской Федерации в размере 2372,371 млн. рублей, в том числе:
расходные обязательства в отношении Программы на 2011-2015 годы - 397,371 млн. рублей;
расходные обязательства в отношении образовательных организаций высшего образования, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, - 1250 млн. рублей;
расходные обязательства в отношении фонда "Русский мир" - 725 млн. рублей, из них в рамках подпрограммы "Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы и прочие мероприятия в области образования государственной программы "Развитие образования" на 2013-2020 годы" государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы - 475 млн. рублей;
расходные обязательства субъектов Российской Федерации в размере 63 млн. рублей, в том числе расходные обязательства муниципальных образований в размере 18 млн. рублей.
В случае отказа от применения программно-целевого метода для реализации каждого мероприятия потребуются отдельные решения Правительства Российской Федерации либо обособление в рамках текущей деятельности, что лишает эти мероприятия единства.
Реализация Программы без использования программно-целевого метода может привести к следующим негативным последствиям:
отсутствие системности в решении стоящих перед государством задач в области поддержки и развития русского языка;
разобщенность усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере укрепления и продвижения русского языка;
неэффективное использование бюджетных средств;
незначительное привлечение средств внебюджетных источников;
замедление процесса совершенствования условий для функционирования русского языка в Российской Федерации как государственного языка и как языка межнационального общения;
угроза разрушения единого информационного, образовательного, социально-культурного и экономического пространства Российской Федерации;
снижение уровня подготовки и повышения квалификации преподавателей русского языка;
снижение качества знаний российских школьников по русскому языку, падение уровня языковой культуры российской молодежи;
неинтенсивное развитие российской системы открытого образования на русском языке и обучения русскому языку с использованием дистанционных технологий;
снижение уровня поддержки, оказываемой русским школам за рубежом, другим зарубежным структурам, ориентированным на сохранение русского языка;
сокращение численности лиц, заинтересованных в изучении русского языка и получении образования на русском языке;
ослабление позиций русского языка в мире, а также исторических и культурных связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;
снижение интенсивности интеграционных процессов между Россией и государствами - участниками СНГ;
снижение эффективности использования потенциала русского языка при позиционировании Российской Федерации в международной политической, экономической, культурной, образовательной и духовной сферах, снижение престижа России в мировом сообществе.