Действующий

О Концепции федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы

III. Предварительный анализ итогов реализации федеральных целевых программ, направленных на развитие Курильских островов


Программа на 1994-2005 годы была утверждена в целях обеспечения устойчивого развития территориальной экономики, жизнедеятельности населения и защиты стратегических интересов страны.

В состав Программы на 1994-2005 годы входило 9 подпрограмм, охватывавших такие отраслевые направления островной экономики, как производственная и социальная инфраструктура, региональная строительная база, рыбохозяйственный и биофармацевтический комплексы, агропромышленное производство, оздоровительный и лечебный туризм, охрана природы и экологическая безопасность, развитие внешнеэкономических связей и международного делового сотрудничества (153 программных объекта и мероприятия).

В 2002-2005 годах приоритетными направлениями Программы на 1994-2005 годы были определены развитие энергетического и транспортного комплексов, строительство дорог.

Общий объем финансирования Программы на 1994-2005 годы составил более 3400000 тыс. рублей, что позволило обеспечить реализацию 40 объектов и мероприятий.

Реализация Программы на 1994-2005 годы обеспечила:

прирост объемов производства и поставок товарной пищевой рыбной продукции почти в 4 раза по отношению к уровню 1995 года;

увеличение числа рабочих мест более чем на 2500 единиц.

Одним из основных итогов выполнения программных мероприятий явилась положительная тенденция к увеличению производства электрической и тепловой энергии на энергетических объектах Курильского архипелага.

Выработка электроэнергии к 2001 году выросла на 4,99 млн. кВт·ч, а с 2002 по 2005 год ежегодный прирост увеличивался от 7,1 млн.кВт·ч до 14 млн.кВт·ч. Геотермальная электростанция "Менделеевская" в 2000-2005 годах обеспечила рост экономии топлива с 6300 тыс. рублей до 45000 тыс. рублей в год. Стоимость одного кВт·ч электроэнергии, отпускаемой этой электростанцией, составляла в 2006 году 1 рубль 45 копеек, что в 4 раза ниже по сравнению с дизельными электростанциями.

В рыбохозяйственном комплексе выросла доля экспортных поставок рыбы и морепродуктов. В 2005 году она составила 48990 тыс. долларов США, увеличившись по отношению к 2001 году на 17650 тыс. долларов США.

Реализация Программы на 1994-2005 годы позволила лишь частично решить проблемы региона в связи с тем, что финансирование мероприятий едва превышало 18 процентов запланированных объемов. В целом социально-экономическое положение Курильских островов при наметившихся положительных тенденциях в экономике оставалось на конец 2005 года нестабильным. Отсутствовало надежное транспортное сообщение с Курильскими островами, портовые сооружения находились в ветхом и аварийном состоянии, обслуживание судов осуществлялось в рейдовых условиях и с нарушением Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Из-за климатических условий авиационное сообщение было крайне нестабильным и осуществлялось сертифицированными предприятиями. За 11 лет реализации Программы на 1994-2005 годы не удалось завершить создание устойчивой энергетической инфраструктуры, базирующейся на совокупном использовании нетрадиционных источников энергии и дизельных электростанций.

Рост транспортных расходов и энергетической составляющей не позволял динамично развиваться базовой отрасли экономики - рыбохозяйственному комплексу, от стабильного функционирования которого зависит жизнедеятельность значительной части населения Курильских островов, а также развитие других отраслей экономики и социальной сферы.

Жилищный фонд Курильских островов находился в ветхом и аварийном состоянии, с 2003 года инвестиции в жилищное строительство не направлялись, не решены были проблемы в социальной сфере. За период реализации Программы на 1994-2005 годы введены в эксплуатацию школа в г.Курильске и поликлиника в г.Северо-Курильске, в незавершенном состоянии находилось строительство школы в с.Крабозаводское (остров Шикотан), больницы с поликлиникой в г.Курильске (остров Итуруп) и других объектов, при этом действующие объекты здравоохранения, образования и культуры на Курильских островах были расположены в приспособленных помещениях, аварийных или частично разрушенных в результате землетрясения зданиях.

В 2006 году финансирование мероприятий по социально-экономическому развитию Курильских островов осуществлялось в рамках непрограммной части федеральной адресной инвестиционной программы в размере 1600000 тыс. рублей.

На государственные капитальные вложения в 2007-2013 годах в рамках Программы на 2007-2015 годы предусмотрены средства в размере 22210570 тыс. рублей, из которых по состоянию на 1 января 2014 года уже освоено 22167500 тыс. рублей.

Из 38 мероприятий Программы на 2007-2015 годы по направлению "капитальные вложения" в 2007-2013 годах завершена реализация 23 мероприятий.

В результате реализации мероприятий Программы на 2007-2015 годы, направленных на развитие транспортной инфраструктуры Курильских островов, улучшилась ситуация с обеспеченностью территории вертолетными площадками, реконструированными портовыми пунктами, автомобильными дорогами, вырос грузо- и пассажирооборот (протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличилась на 19,25 км (с 39,15 км до 58,4 км), грузооборот морского и воздушного транспорта вырос на 4,5 процента.

В результате реализации мероприятий, направленных на развитие рыбохозяйственного комплекса, улов рыбы составил в 2007-2013 годах 1036 тыс. тонн, в том числе в 2013 году - 174,9 тыс. тонн, при базовом показателе 2006 года - 109 тыс. тонн, годовой объем выпуска молоди лососевых видов рыб на нагул составил 223 млн. штук при базовом показателе Программы на 2007-2015 годы - 232,7 млн. штук.

Налоговые поступления от рыбохозяйственного комплекса в консолидированный бюджет Сахалинской области составили в 2013 году 349900 тыс. рублей, сократились по сравнению с плановым значением (570000 тыс. рублей) за период реализации Программы на 2007-2015 годы в 1,95 раза. Такое положение связано с перерегистрацией крупных налогоплательщиков Курильских муниципальных образований на острове Сахалин для ускорения прохождения таможенных процедур.

В сфере топливно-энергетического комплекса в рамках 6 мероприятий Программы на 2007-2015 годы введены в эксплуатацию пусковые комплексы по развитию систем топливного обеспечения и энергообеспечения, теплоснабжения от геотермальных источников. В социальной сфере реализованы 9 мероприятий (строительство и реконструкция лечебных учреждений, дошкольных организаций, систем водоснабжения). В то же время 3 мероприятия (строительство рыбоводных заводов и создание сети цифрового телерадиовещания) из Программы на 2007-2015 годы были исключены.

Несмотря на некоторые позитивные тенденции в развитии экономики Курильских островов, базовый показатель Программы на 2007-2015 годы "Удельный вес муниципальных образований Курильских островов в объеме продукции промышленности Сахалинской области", составлявший на 2013 год 1,43 процента, не достигнут, и реальный показатель составил всего 1,25 процента.

В результате реализации мероприятий Программы на 2007-2015 годы существенно улучшилась ситуация с благоустроенностью жилищного фонда системами инженерной инфраструктуры, в том числе:

удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного водопроводом, составил 99,9 процента при базовом показателе 69,6 процента;

удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного канализацией, составил 99,9 процента при базовом показателе 69,2 процента;

удельный вес жилой площади городского поселения, оборудованного центральным отоплением, составил 100 процентов при базовом показателе 48,1 процента.

Также в результате реализации мероприятий Программы на 2007-2015 годы, направленных на развитие социальной сферы Курильских островов, улучшилась ситуация с обеспеченностью населения дошкольными организациями и организациями здравоохранения.

Разработка и реализация Программы на 1994-2005 годы и Программы на 2007-2015 годы была обусловлена необходимостью решения таких проблем Курильских островов, как низкий уровень развития инфраструктуры, недостаточная обеспеченность населения основными услугами социальной и бытовой сферы и низкая плотность населения.

В результате сочетания этих факторов в экономике и социальной сфере на протяжении десятилетий складывалась система отношений, направленная на экстенсивное освоение наиболее ценных ресурсов без особого внимания к сохранению экологического баланса территорий и обеспечению населения минимумом социальных благ и характеризующаяся повышенными издержками на все виды экономической деятельности.