Комплексный характер проблем, связанных с обеспечением устойчивого социально-экономического развития Курильских островов, и особое геостратегическое значение этой территории для Российской Федерации обусловливают невозможность решения проблем развития с использованием исключительно рыночных механизмов регулирования.
Координация действий и концентрация ресурсов при решении задач развития Курильских островов могут быть обеспечены только при использовании программно-целевого метода с привлечением ресурсов федерального бюджета, бюджета Сахалинской области и внебюджетных источников.
Как показывает опыт, наибольший эффект в реализации приоритетных направлений экономического и социального развития территории Курильских островов достигается при наличии системных мер государственной поддержки. При этом достижение значимых практических результатов для обеспечения развития Курильских островов связано не только с общегосударственными мерами в отношении Дальневосточного федерального округа (такими, как предоставление на долгосрочной основе в пользование рыбохозяйственных участков, субсидирование поездок жителей в центральные регионы страны, выделение целевых субсидий для граждан, приезжающих на постоянное место жительства и др.), но также предполагается за счет реализации мероприятий федеральных целевых программ (сооружение морских портов, строительство аэропортов, объектов энергетики, здравоохранения и образования).
Выгодное географическое положение, богатые морские биологические ресурсы прилегающих акваторий и уникальные природные условия Курильских островов являются естественными конкурентными преимуществами, объектами долгосрочных экономических интересов российского и иностранного бизнеса, источниками развития и благополучия населения. В то же время значительная удаленность и труднодоступность островов от центров экономической активности и государственного регулирования регионального уровня требует для реализации конкурентных преимуществ специальных мер государственной поддержки и современных инструментов развития. С этой целью на территории Курильских островов реализовывались:
Федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года (далее - Программа на 1994-2005 годы), одобренная постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 17 декабря 1993 года N 1297 "О Федеральной программе социально-экономического развития Курильских островов Сахалинской области на 1994-1995 годы и до 2000 года";
федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы" (далее - Программа на 2007-2015 годы), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2006 года N 478 "О федеральной целевой программе "Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы".
Необходимость решения проблем развития Курильских островов на основе программно-целевого метода определяют следующие факторы:
межотраслевой характер и серьезный масштаб проблем, связанных с обеспечением развития Курильских островов;
существенный объем ресурсов, привлечение которых необходимо для решения соответствующих проблем и задач;
потребность в координации усилий и ресурсов государства и бизнеса для обеспечения завершения формирования инфраструктурного каркаса территории и повышения эффективности экономики;
востребованность проведения независимого мониторинга и контроля за эффективностью предпринимаемых мер и использованием ресурсов в связи с высоким общегосударственным и общественным значением задач устойчивого развития Курильских островов.
Объем ресурсов Сахалинской области для решения проблем Курильских островов без государственной поддержки федерального уровня и продвижения элементов новой модели опережающего развития представляется недостаточным.
Основными программно-целевыми инструментами регионального уровня являются реализуемые в настоящее время государственные программы Сахалинской области. В числе этих программ реализуется и государственная программа Сахалинской области "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014-2020 годы", утвержденная постановлением Правительства Сахалинской области от 12 июля 2014 года N 352 "Экономическое развитие и инновационная политика Сахалинской области на 2014-2020 годы", предусматривающая софинансирование мероприятий Программы на 2007-2015 годы.
К иным источникам ресурсного обеспечения мероприятий на территории Курильских островов без использования программно-целевых методов могут быть принципиально отнесены только средства резервного фонда Правительства Сахалинской области и нецелевые межбюджетные трансферты.
Средства резервного фонда Сахалинской области в соответствии с порядком их использования могут быть выделены на финансирование непредвиденных расходов чрезвычайного либо разового, несистемного характера, а нецелевые межбюджетные трансферты (после обобщения в рамках муниципального бюджета) направляются на финансирование расходов, связанных с реализацией полномочий муниципального уровня.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить следующие важнейшие условия для осуществления государственной политики в сфере поддержки сбалансированного регионального развития:
обеспечение достижения стратегических приоритетов ускоренного развития Дальнего Востока, формирование необходимых элементов инфраструктуры на территориях особого геостратегического значения для расширения спектра внешних связей;
совершенствование комплексного механизма использования потенциала территорий и акваторий Курильских островов, скоординированного по задачам, ресурсам и срокам осуществления производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области устойчивого развития;
поддержка и продвижение новой модели развития Курильских островов на базе институтов, обеспечивающих опережающее социально-экономическое развитие, включая инновационно ориентированные компоненты в рыбохозяйственном и горнопромышленном комплексах, в сфере нетрадиционной энергетики и развития сельского хозяйства в области производства органической продукции, а также туризма;
координация усилий государства, бизнеса и общества, обеспечение стратегического единства в управлении проектами развития инфраструктуры и социальной сферы;
аккумулирование средств различных источников и координация их использования через механизмы бюджетного планирования и контроля расходов, в том числе в рамках государственно-частного партнерства;
обеспечение прозрачности финансовой и исполнительской дисциплины, рационального использования финансовых, природных и иных ресурсов развития;
сокращение доли "теневого сектора" в рыбохозяйственном комплексе Курильских островов в рамках новой модели развития.
Решение вопросов транспортной интеграции и диверсификация экономики на основе повышения эффективности использования природно-ресурсного потенциала, реализации проектов и инфраструктуры внедрения инноваций, а также развития туризма позволят создать многоотраслевой территориально структурированный комплекс, обеспечивающий условия для устойчивого роста экономики Курильских островов, кардинального улучшения качества жизни населения. В ближайшей и среднесрочной перспективе это позволит развивать экономические и культурные связи с Камчатским, Приморским и Хабаровским краями, а также с японской префектурой Хоккайдо.
Однако, несмотря на существенное увеличение ключевых экономических показателей на Курильских островах, вклад экономики островов в валовый региональный продукт области не превысит 1,5 процента. Это обусловлено преобладающей ролью нефтегазового комплекса в формировании этого макропоказателя, который является системообразующим и обеспечивает более 80 процентов его объема.
В складывающихся геостратегических условиях необходимость формирования новой модели развития Курильских островов с использованием современных достижений в сфере технологий и организации производства является безусловным приоритетом. Инновации в сфере организации и стимулирования хозяйственной деятельности должны быть обеспечены эффективными механизмами государственного управления, должное качество которых обеспечивает программно-целевой подход.