СОГЛАСОВАНО
Банком России
от 12 декабря 2014 года N 06-51-3/9938
Федеральный стандарт актуарной деятельности "Общие требования к осуществлению актуарной деятельности"
Настоящий федеральный стандарт актуарной деятельности (далее - федеральный стандарт) разработан в соответствии со статьями 10 и 17 Федерального закона от 2 ноября 2013 года N 293-ФЗ "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" и устанавливает общие требования к осуществлению актуарной деятельности.
1.1. Осуществление актуарной деятельности актуариями и ответственными актуариями (далее - субъект актуарной деятельности, актуарий) в соответствии с положениями настоящего федерального стандарта актуарной деятельности создает условия для достижения:
высокого профессионального уровня осуществления актуарной деятельности, точного исполнения требований законодательства Российской Федерации в области актуарной деятельности и учета общепринятой международной практики;
соответствия результатов актуарной деятельности задачам, поставленным перед субъектом актуарной деятельности, их понятного, четкого представления в надлежащем объеме (наиболее полно);
раскрытия должным образом использованных актуарных предположений и методологии (в том числе математических моделей и методов моделирования).
1.2. Настоящий федеральный стандарт применяется при выполнении задач, относящихся ко всем направлениям актуарной деятельности, если иными федеральными стандартами не предусмотрено иное.
1.3. Актуарий должен следовать настоящему федеральному стандарту вне зависимости от основания осуществления актуарной деятельности и должности, занимаемой в организации, с которой им заключен трудовой договор (в случае если актуарная деятельность осуществляется на основании трудового договора).
1.4. В случае если актуарная деятельность осуществляется группой актуариев, требования настоящего федерального стандарта применяется к актуарной деятельности группы в целом. Членам группы следует распределить обязанности по выполнению поставленных задач в соответствии с требованиями настоящего федерального стандарта.
1.5. Если актуарий осуществляет актуарную деятельность на основании трудового договора, то требования настоящего федерального стандарта применяются с учетом требований, установленных внутренними документами организации, обычаев делового оборота, в том числе в части представления результатов актуарной деятельности, за исключением случаев обязательного актуарного оценивания.
1.6. Актуарная деятельность, осуществляемая согласно требованиям настоящего федерального стандарта, должна соответствовать задачам, поставленным перед актуарием. Выполнение работ, навязанных заказчику, не обусловленных задачей, поставленной перед субъектом актуарной деятельности, не соответствует настоящему федеральному стандарту.
1.7. Решения, принимаемые актуарием при выполнении требований настоящего федерального стандарта, должны основываться на профессиональном суждении актуария, в случаях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, настоящим федеральным стандартом, стандартами и правилами саморегулируемой организации актуариев.
1.8. При уточнении в одном федеральном стандарте положений другого федерального стандарта ссылка об этом включается в стандарт, вносящий соответствующее уточнение.
1.9. Настоящий федеральный стандарт вступает в силу по истечении десяти дней с даты его опубликования в "Вестнике Банка России" и применяется для осуществления актуарной деятельности с указанной даты.
1.10. При необходимости внесения изменений в настоящий федеральный стандарт стандарт утверждается в новой редакции.
2.1.1. При подготовке к осуществлению актуарной деятельности актуарию следует письменно согласовывать с заказчиком условия и содержание ставящейся перед ним задачи, цель использования результатов ее выполнения, в том числе:
роль (функции и полномочия) заказчика;
ограничения, налагаемые на актуария;
требования, которым должен соответствовать актуарий;
согласование графика проводимых работ, финансовых и трудовых затрат;
перечень информации, предоставляемой заказчиком актуарию и актуарием заказчику в рамках осуществления актуарной деятельности;
перечень заинтересованных в результатах актуарной деятельности лиц.
2.1.2. При подготовке к выполнению поставленной задачи в рамках осуществления актуарной деятельности актуарию следует убедиться в том, что он:
обладает необходимыми профессиональными знаниями, навыками и опытом;
сможет выполнить задание, не нарушая требований кодекса профессиональной этики актуариев;
обладает достаточными для выполнения задания временными и трудовыми ресурсами;
имеет возможность получить достоверные сведения и документы в отношении объекта актуарной деятельности, необходимые для осуществления актуарной деятельности.
2.2.1. Актуарий может использовать информацию, подготовленную другими лицами, содержащуюся в базах данных, контрактах, включая договоры страхования и (или) договоры обязательного пенсионного страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, мнениях других специалистов, прогнозах и аналитических материалах (за исключением актуарных предположений или методологии). Выбор такой информации может осуществляться актуарием или заказчиком. Актуарий может взять ответственность за достоверность такой информации на себя, либо он может указать, что ответственность за ее достоверность несет лицо, предоставившее информацию.
2.2.2. При использовании информации, подготовленной другими лицами, и выборе этих лиц актуарию следует учитывать:
квалификацию лица, представившего информацию;
компетентность, заинтересованность лица, представившего информацию;
осведомленность лица, представившего информацию, о ее предполагаемом использовании;
результаты обсуждений между актуарием и лицом, представившим информацию, любых фактов, оказывающих существенное влияние на используемую информацию;
необходимость анализа вспомогательной документации, предоставленной другим лицом.
2.2.3. Если актуарий принимает на себя ответственность за информацию, подготовленную другим лицом, то:
ему следует установить, что использование данной информации не противоречит общепринятой международной практике осуществления актуарной деятельности;
ему следует провести процедуры проверки, обработки и анализа информации, которую он намеревается использовать;
он может не раскрывать источник информации.
2.2.4. Если актуарий основывает свои выводы на информации, подготовленной другим лицом, и не принимает на себя ответственность за нее, то актуарию следует:
сообщить заказчику об указанном факте;
отразить этот факт в документе, составляемом для представления результатов выполнения поставленной перед ним задачи, идентифицировав лицо, предоставившее соответствующую информацию, а также раскрыв, где, с какой целью и в каком объеме была использована такая информация;
изучить информацию на предмет очевидных недостатков;
изучить информацию на предмет обоснованности и внутренней непротиворечивости;
отразить в документе, составляемом для представления результатов выполнения поставленной перед актуарием задачи, сведения о предпринятых им действиях для определения возможности использования данной информации исходя из ее достоверности.
2.2.5. Если информация была представлена иностранным лицом, актуарию следует учесть различия в законодательстве и принятой актуарной практике соответствующего иностранного государства и Российской Федерации и оценить возможность использования такой информации для целей осуществления актуарной деятельности на территории Российской Федерации.
2.3.1. При выборе объема использования информации актуарию следует оценить существенность влияния такого выбора на результаты актуарной деятельности. Критерии существенности устанавливаются актуарием, если это не установлено аудитором или заказчиком. При определении критерия существенности актуарию следует:
оценить существенность информации с точки зрения заказчика, Банка России или иных заинтересованных лиц, учитывая цели и задачи, поставленные перед актуарием;
учесть задачу, поставленную перед актуарием, и особенности объекта актуарной деятельности;
обсудить существенность имеющейся у него информации с заказчиком, если это необходимо.
2.4.1. Актуарию следует установить возможность получения достаточных и надежных статистических данных, необходимых для выполнения поставленного перед актуарием задания. Данные считаются достаточными, если они содержат всю необходимую для выполнения поставленного задания информацию. Данные считаются надежными, если они являются достоверными во всех существенных аспектах.
2.4.2. Актуарию следует предпринять необходимые меры для проверки согласованности, полноты и достоверности используемых данных. Такие меры могут включать в себя:
сверку с финансовой отчетностью, оборотно-сальдовой ведомостью или другими документами организации;
проверку данных на адекватность с использованием информации из внешних источников или данных, полученных независимым путем;
проверку данных на непротиворечивость;
сопоставление данных с информацией предыдущего периода или периодов.
Актуарию следует отразить проведенный анализ при представлении результатов актуарной деятельности.
Актуарию по мере возможности следует использовать данные, относящиеся непосредственно к организации, в отношении которой такие предположения применяются. В случае если такие данные недоступны, неактуальны или недостоверны, актуарию следует учитывать данные по отрасли, к которой относится объект актуарной деятельности, демографические данные или другие официально опубликованные данные, скорректировав их при необходимости. Используемые данные и внесенные корректировки следует отразить в документе, составляемом для представления результатов выполнения поставленной перед актуарием задачи.
Актуарию следует учитывать возможное влияние любых неточностей используемых данных (в частности, неадекватности, несоответствия, неполноты или необоснованности) на результат выполнения поставленной перед ним задачи. Если неточности данных, по мнению актуария, не окажут существенного влияния на результат, то в дальнейшем их можно не учитывать. Если неточности могут оказать существенное влияние на результат актуарной деятельности и актуарий не может найти приемлемого способа для устранения неточностей, то ему следует принять одно из следующих решений:
отказаться от выполнения поставленной задачи либо отказаться продолжать осуществлять уже начатую работу;
согласовать с заказчиком изменение поставленной перед ним задачи или получить необходимые дополнительные данные;
при условии соблюдения кодекса профессионального этики актуариев выполнить задачу, насколько это возможно, и отразить при представлении результатов актуарной деятельности информацию о неточности данных (включая указание потенциального воздействия неточности).
2.5.1. Актуарные предположения и методология актуарной деятельности (включая выбор методик проведения актуарных расчетов, математических моделей) могут быть установлены:
актуарием;
заказчиком;
законодательством Российской Федерации.
2.5.2. В случаях если в актуарном заключении, результатах актуарных расчетов не указано, кто установил предположения или методологию, актуарий, подписавший актуарное заключение или осуществивший актуарные расчеты, будет считаться взявшим на себя ответственность за выбор соответствующих предположений или методологии.
В случае если актуарий использует предположения и методологию, рекомендованные заказчиком, то актуарию следует выбрать предположения и методологию, соответствующие поставленным задачам.
Актуарию следует учитывать цель проведения актуарных расчетов. При выборе предположений и методологии актуарию следует учитывать особенности объекта актуарной деятельности, особенности отрасли, к которой относится объект актуарной деятельности, а также общепринятой практики осуществления актуарной деятельности. Актуарию следует проанализировать, в какой мере целесообразно скорректировать предположения и методологию для того, чтобы устранить неточность используемых им данных.
Актуарию следует рассмотреть применимость предположений, лежащих в основе каждого из компонентов используемой методологии. Выбор предположений в значительной степени зависит от профессионального суждения в отношении обоснованности использования методологии и параметров, лежащих в основе ее применения. Предположения могут быть явными или неявными, а также могут быть основаны на интерпретации исторических данных или прогнозах будущих тенденций. Актуарию следует оценить возможность использования предположений, которые могут привести к существенному искажению результатов актуарной деятельности.
В случаях, когда не требуется точное соблюдение расчетных формул, актуарию следует учесть, в какой степени целесообразно корректировать предположения или методологию путем включения рисковой надбавки для того, чтобы учесть неточность используемых данных, предположений или методологии. Актуарию следует раскрывать в предположениях или методологии любое использование рисковой надбавки.
Актуарию следует учитывать влияние любого существенного изменения, которое влияет на предположения или методологию. Существенные изменения могут возникнуть, в частности, в результате:
изменения во внутренних процессах организации, например изменения в процедуре урегулирования убытков или в видах страховых продуктов или пенсионных схемах;