ПРИКАЗ
от 5 декабря 2014 года N ММВ-7-8/613@
Об утверждении порядка учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации
____________________________________________________________________
Отменен на основании
приказа ФНС России от 27 апреля 2017 года N ММВ-7-8/333@
____________________________________________________________________
В целях обеспечения реализации требований статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации об исполнении обязанности налогоплательщика, плательщика сборов, налогового агента (далее - налогоплательщик) по уплате налогов и сборов, совершенствования работы по предотвращению уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов (сборов) путем проведения налоговых платежей через неплатежеспособные банки, обеспечения полного и точного отражения в информационных ресурсах налоговых органов сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации, повышения эффективности работы налоговых органов по снижению указанных сумм
приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации, согласно приложению N 1 к настоящему приказу;
1.2. Форму Журнала учета сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации, согласно приложению N 2 к настоящему приказу;
1.3. Порядок заполнения Журнала учета сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации, согласно приложению N 3 к настоящему приказу.
2. Признать утратившим силу приказ ФНС России от 11.10.2005 N САЭ-3-24/503@ "О порядке учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации".
3. Для рассмотрения вопроса о признании обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исполненной, принятия решений об отражении (отказе в отражении) сумм, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации, в Журнале учета сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Журнал), а также решений об исключении сумм из Журнала создать в управлениях ФНС России по субъектам Российской Федерации и (или) в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика специальную комиссию.
4. Управлению информационных технологий (Т.В.Матвеева) в установленном порядке обеспечить доработку и размещение в Фонде алгоритмов и программ ФНС России (далее - ФАП) программных средств, обеспечивающих ведение Журнала.
5. Руководителям управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации и начальникам межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам в пятидневный срок после размещения программного обеспечения в ФАП обеспечить установку программных средств и ведение Журнала.
6. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федеральной налоговой службы Д.В.Наумчева.
Руководитель
Федеральной налоговой службы
М.В.Мишустин
УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 5 декабря 2014 года
N ММВ-7-8/613@
Порядок учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации
1. Для целей настоящего Порядка учета сумм обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленных банком в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Порядок), под суммами обязательных платежей налогоплательщика, не перечисленными банком в бюджетную систему Российской Федерации (далее - суммы, не перечисленные банком), понимаются денежные средства налогоплательщика, в отношении которых в соответствии с пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации:
налогоплательщик предъявил в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа;
налогоплательщик - физическое лицо передал в банк поручение на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства без открытия счета в банке денежных средств, предоставленных банку физическим лицом, при условии их достаточности для перечисления;
налогоплательщик - физическое лицо внес в банк наличные денежные средства для их перечисления в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства;
зачисленные банком на балансовый счет N 47418 ("Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности средств") или иной счет, в результате чего денежные средства налогоплательщика не поступили на счета по учету доходов бюджетов (далее - суммы, не перечисленные банком).
2. Учет сумм, не перечисленных банком, ведется в Журнале учета сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации (далее - Журнал учета), в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика на основании сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика, реестров расчетных документов на перечисление обязательных платежей клиентов в бюджетную систему Российской Федерации, не исполненных банком (филиалом) в связи с отсутствием денежных средств на корреспондентском счете банка (субсчете филиала), составленных по результатам проведения контрольных мероприятий налоговым органом по месту учета кредитной организации; платежного поручения (его копии), представленного налогоплательщиком в налоговый орган.
3. Процедура рассмотрения специально созданной в Управлении ФНС России по субъекту Российской Федерации (далее - Управление) комиссией вопроса о признании исполненной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также порядок принятия решений об отражении (отказе в отражении) в Журнале учета сумм, не перечисленных банком, определяется руководителем этого Управления.
Руководитель Управления вправе передать полномочия по рассмотрению вопроса о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей, принятию решения об отражении (отказе в отражении) в Журнале учета сумм, не перечисленных банком, комиссиям территориальных налоговых органов по месту нахождения налогоплательщика (далее - территориальный налоговый орган).
4. Рассмотрение вопроса о признании исполненной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщика, состоящего на учете в Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам (далее - МИ ФНС России по КН), производится комиссией МИ ФНС России по КН самостоятельно (по администрируемым налогам).
В случае, если налогоплательщик, состоящий на учете в МИ ФНС России по КН, одновременно осуществлял уплату обязательных платежей по администрируемым и не администрируемым МИ ФНС России по КН налогам (сборам) с одного расчетного счета, рассмотрение вопроса о признании исполненной обязанности по уплате обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации налогоплательщика производится коллегиально комиссиями МИ ФНС России по КН и соответствующего Управления, в том числе путем использования систем видеоконференц-связи.
5. Отражение сумм, не перечисленных банком, в Журнале учета осуществляется территориальным налоговым органом на основании решения созданной в Управлении или в территориальном налоговом органе комиссии, а также на основании решения (постановления, определения) Верховного Суда Российской Федерации, суда общей юрисдикции, арбитражного суда или мирового судьи (далее - суд), вступившего в законную силу, и содержащих положения о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате данных сумм обязательных платежей.
Отражение сумм, не перечисленных банком, в Журнале учета осуществляется МИ ФНС России по КН на основании решения комиссии, созданной в этой инспекции, а также на основании решения (постановления, определения) суда, вступившего в законную силу, и содержащих положения о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате данных сумм обязательных платежей.
6. По каждому факту получения информации о суммах, не перечисленных банком, территориальный налоговый орган проводит комплекс мероприятий, направленных на выявление и пресечение нарушений, связанных с исполнением банками (филиалами) платежных поручений налогоплательщиков на перечисление обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также выявление и систематизацию признаков недобросовестности налогоплательщиков при осуществлении ими уплаты налогов (сборов).
7. До рассмотрения вопроса о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей и об отражении в Журнале учета сумм, не перечисленных банком, территориальным налоговым органом составляется пояснительная записка о проведенных им контрольных мероприятиях с приложением следующих документов:
платежного поручения налогоплательщика с отметками банка о принятии его к исполнению, содержащего в поле "Поступ. в банк плат." (поле 62) проставленную ответственным исполнителем банка дату поступления в банк; в поле "Отметки банка" (поле 45) - штамп банка, дату приема и подпись ответственного исполнителя, и оформленного в соответствии с требованиями приказа Министерства финансов Российской Федерации от 12.11.2013 N 107н "Об утверждении Правил указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации";
решения (постановления, определения) арбитражного суда или суда общей юрисдикции, вступившего в законную силу, и содержащего в мотивировочной или резолютивной части положения о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате данных сумм обязательных платежей;
документов банка, подтверждающих наличие достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика для уплаты соответствующего налога в бюджетную систему Российской Федерации, источники поступления денежных средств на счет и корреспонденцию счетов в случае списания данного денежного остатка со счета налогоплательщика (выписки банка и др.);
справки о наличии открытых счетов налогоплательщика на дату предъявления платежного поручения в банк;
выписки о движении денежных средств по расчетным счетам налогоплательщика, открытым в других банках, за период расчетов по обязательным платежам через банк, не исполнивший обязанность по перечислению обязательных платежей налогоплательщика (в целях установления достаточных денежных средств для исполнения обязанности по уплате налогов (сборов));
карточки "Расчеты с бюджетом" и заключения о наличии обязанности по уплате авансовых платежей и/или налога (сбора) в соответствии с представленной налогоплательщиком налоговой декларацией (расчетом) за соответствующие периоды;
выписки по балансовому счету N 47418 "Средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации из-за недостаточности денежных средств" и иным счетам банка, аккумулирующим средства клиентов банка, списанные со счетов, но не проведенные по корреспондентскому счету;
иные материалы.
По результатам проведенного заседания комиссии Управления, территориального налогового органа или МИ ФНС России по КН по рассмотрению вопроса о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей составляется протокол и комиссией принимаются решения:
о признании обязанности налогоплательщика исполненной и отражении в Журнале учета сумм, не перечисленных банком;
об отказе в признании обязанности налогоплательщика исполненной и об отказе в отражении в Журнале учета сумм, не перечисленных банком.
В случае проведения коллегиального заседания комиссий МИ ФНС России по КН и Управления по рассмотрению вопроса о признании исполненной обязанности налогоплательщика по уплате обязательных платежей составляется единый протокол и комиссии принимают решения в части администрируемых налогов (сборов).
8. На основании решения комиссии Управления, территориального налогового органа, МИ ФНС России по КН, а также решений (постановлений, определений) судов о признании обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной, зафиксированных в Журнале учета, в карточке "Расчеты с бюджетом" налогоплательщика в автоматизированном режиме отражаются суммы, не перечисленные банком, и дата их списания с расчетного счета налогоплательщика.
В случае невозможности взыскания соответствующих сумм с банка в связи с отзывом лицензии или началом процедуры банкротства территориальным налоговым органам необходимо предпринять действия по включению указанной задолженности в реестр требований кредиторов путем предъявления требований временной администрации или конкурсному управляющему кредитной организации в порядке, установленном федеральным законом от 25.02.99 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (в действующей редакции).
9. Запись в Журнале учета об отражении сумм, не перечисленных банком, подлежит исключению из Журнала учета (путем переноса записи из действующей части Журнала учета в архивную часть) в следующих случаях:
а) при пересмотре решения (постановления, определения) суда, на основании которого в Журнале учета была отражена сумма, не перечисленная банком, и принятии решения (постановления, определения) суда, вступившего в законную силу, о непризнании (отказе в признании) обязанности налогоплательщика исполненной;
б) при отмене решения (постановления, определения) суда, на основании которого в Журнале учета была отражена сумма, не перечисленная банком, и направлении дела на новое рассмотрение;
в) при погашении всей суммы, не перечисленной банком, в результате возобновления деятельности банка, а также в ходе конкурсного производства или по условиям мирового соглашения;
г) при передаче налогоплательщика на учет в налоговый орган по новому месту нахождения (в налоговом органе по предыдущему месту нахождения);
д) при ликвидации налогоплательщика и банка;
е) при признании безнадежными к взысканию сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и их списании, если на момент принятия решения о списании указанных сумм соответствующие банки ликвидированы;
ж) смерти налогоплательщика;
з) при отмене решения налогового органа, на основании которого в Журнале учета была отражена сумма, не перечисленная банком, вышестоящим налоговым органом или судом.
10. Для рассмотрения вопроса об исключении из Журнала учета сумм, не перечисленных банком, комиссии налогового органа необходимо использовать следующие документы (их копии):
а) решение (постановление, определение) суда, вступившее в законную силу, об отказе в признании обязанности налогоплательщика исполненной;
б) решение (постановление, определение) суда об отмене решения (постановления, определения) суда, вступившего в законную силу и содержащего в мотивировочной или резолютивной части положение о признании исполненной обязанности налогоплательщика, и направлении дела на новое рассмотрение;
в) подтверждающие погашение задолженности банка по платежному поручению налогоплательщика по суммам, не перечисленным банком, в результате возобновления деятельности банка, а также в ходе конкурсного производства банка или по условиям мирового соглашения банка с конкурсными кредиторами;
г) свидетельство о смерти физического лица или судебное решение об объявлении физического лица умершим;
д) решение вышестоящего налогового органа или решение (постановление, определение) суда, отменяющее решение налогового органа, на основании которого в Журнале учета была отражена сумма, не перечисленная банком.
11. По результатам рассмотрения представленных документов комиссия налогового органа в 5-дневный срок выносит решение об исключении из Журнала учета сумм, не перечисленных банком.
12. Исключение из Журнала учета сумм, не перечисленных банком, налогоплательщика, состоящего на учете в межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, производится МИ ФНС России по КН самостоятельно (по администрируемым налогам).
13. Исключение из Журнала учета сумм, не перечисленных банком, производится территориальным налоговым органом (кроме МИ ФНС России по КН) в соответствии с процедурой, установленной Управлением.
14. Территориальный налоговый орган исключает из Журнала учета суммы, не перечисленные банком, в течение трех дней с даты принятия решения комиссией Управления, в течение одного дня - если решение принято комиссией территориального налогового органа.
МИ ФНС России по КН исключает из Журнала учета суммы, не перечисленные банком, в течение одного дня с даты принятия решения комиссией МИ ФНС России по КН.
15. Руководителям Управлений надлежит обеспечить контроль за обоснованностью признания территориальными налоговыми органами (кроме МИ ФНС России по КН) исполненной обязанности налогоплательщика, их отражения и исключения из Журнала учета сумм, не перечисленных банком.
УТВЕРЖДЕН
приказом ФНС России
от 5 декабря 2014 года
N ММВ-7-8/613@
Журнал учета сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации