Профессиональное решение
для специалистов строительной отрасли

     

     

     

     МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 8 октября 2014 года N 432

Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей



В соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст.1921; 2009, N 18, ст.2248; N 43, ст.5080; 2011, N 29, ст.4493; N 47, ст.6660; 2013, N 24, ст.2999; 2014, N 18, ст.2201),

приказываю:

Утвердить прилагаемые Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.

Исполняющий обязанности
Министра
Д.Храмов

     
Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
11 ноября 2014 года,
регистрационный N 34630

     
Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей

     

     

     

     

          I. Общие положения

1. Методические указания по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей (далее - Методические указания) разработаны в соответствии с пунктом 8 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст.1921; 2009, N 18, ст.2248; N 43, ст.5080; 2011, N 29, ст.4493; N 47, ст.6660; 2013, N 24, ст.2999; 2014, N 18, ст.2201).

2. В соответствии с Положением об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст.1921; 2009, N 18, ст.2248; N 43, ст.5080; 2011, N 29, ст.4493; N 47, ст.6660; 2013, N 24, ст.2999; 2014, N 18, ст.2201), Федеральное агентство водных ресурсов в целях организации и осуществления мониторинга:

ведет регулярные наблюдения за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации;

осуществляет сбор, обработку, хранение, обобщение и анализ сведений, полученных в результате наблюдений как Федеральным агентством водных ресурсов и организациями, находящимися в его ведении, так и иными участниками ведения мониторинга, а также сведений, представленных заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, собственниками водных объектов и водопользователями;

проводит общую оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, дна, берегов водных объектов, их морфометрических особенностей, водоохранных зон водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов, состояния водохозяйственных систем, в том числе гидротехнических сооружений;

формирует банк данных мониторинга по бассейновым округам, речным бассейнам, водохозяйственным участкам, территориям субъектов Российской Федерации и в целом по Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвуя в организации и осуществлении мониторинга:

организуют проведение регулярных наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением водных объектов, мониторинг которых осуществляется федеральными органами исполнительной власти, а также водных объектов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и находящихся в собственности как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований;

осуществляют сбор, обработку, обобщение и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности, и наблюдений за водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, представляют их в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов в соответствии с установленными формами и порядком представления данных, формами и порядком представления сведений и порядком информационного обмена, а также представляют сведения о нарушениях режима использования водоохранных зон водных объектов, полученные в результате осуществления регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов.

________________

Пункт 14 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст.1921; 2009, N 18, ст.2248; N 43, ст.5080; 2011, N 29, ст.4493; N 47, ст.6660; 2013, N 24, ст.2999; 2014, N 18, ст.2201).

4. Собственники водных объектов и водопользователи:

ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами;

представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

________________

Пункт 16 Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2007 года N 219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 16, ст.1921; 2009, N 18, ст.2248; N 43, ст.5080; 2011, N 29, ст.4493; N 47, ст.6660; 2013, N 24, ст.2999; 2014, N 18, ст.2201).

5. Показатели, получаемые в результате мониторинга, идентифицируют конкретные антропогенные воздействия и отражают их интенсивность или превышение допустимых пределов (несоблюдение нормативов допустимого воздействия, целевых показателей качества вод и состояния водных объектов).

II. Цели и задачи государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей

6. Объектами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются процессы руслоформирования или изменения морфологического строения дна и берегов водных объектов, происходящие в водных объектах на участках активного взаимодействия (взаимного воздействия) русловых процессов (в речных системах) или береговых процессов (в озерах и водохранилищах) и инженерных сооружений или мероприятий.

7. Целями ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются:

своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов;

своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон;

оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов.

8. Основными задачами государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов являются:

идентификация гидроморфологических типов речных русел и типов русловых процессов на участках взаимодействия процессов руслоформирования с различными видами антропогенной деятельности;

идентификация основных типов озер и водохранилищ на участках взаимодействия береговых процессов с различными видами антропогенной деятельности;

идентификация и типизация преобладающих видов инженерной и антропогенной деятельности в водоемах, речных руслах и в пределах речных бассейнов, оказывающих воздействие на процессы формирования морфологического строения водных объектов;

выявление и классификация участков взаимодействия процессов формирования морфологического строения водных объектов с различными видами антропогенной деятельности;

организация и ведение наблюдений за динамикой морфологического строения берегов и дна озер и водохранилищ, речных русел и их пойм, а также прибрежных территорий в пределах водоохранных зон для установления преобладающих тенденций;

оценка и прогнозирование характера и интенсивности процессов деформаций дна и берегов озер и водохранилищ, а также русловых процессов в речных руслах на участках взаимодействия, развивающихся по естественным законам или под антропогенным воздействием;

оценка морфологического состояния речных русел и ложа водоемов в части наличия различных инородных предметов и затонувшей древесины для обеспечения условий, необходимых для обитания водной биоты;

расчеты стока донных руслоформирующих наносов в контрольных створах для контроля соблюдения нормативов допустимого воздействия при изъятии руслового материала из речных русел;

оценка состояния, установления физических причин и прогноз динамики изменения конфигурации и положения береговой линии (особенно в части разрушения берегов).

9. Специфические задачи государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей:

мониторинг развития эрозионных процессов в водоохранных зонах;

идентификация, оценка интенсивности и опасности процессов подтопления и заболачивания прибрежных территорий;

оценка состояния экосистем водоохранных зон в соответствии со спецификой природных условий и хозяйственной инфраструктуры территории;

контроль за соблюдением специальных режимов хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах;

наблюдение за режимом использования затапливаемых в половодья и паводки массивов современной поймы.

10. Региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей формируются с учетом основных и специфических задач мониторинга состояния дна и берегов водных объектов и состояния их водоохранных зон, указанных в пунктах 8 и 9 настоящих Методических указаний.

III. Региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей

11. Основой ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей являются региональные программы его ведения, которые учитывают региональные физико-географические условия, особенности водного режима рек, озер и водохранилищ, процессов руслоформирования в речных системах или деформаций ложа водоемов и региональные особенности антропогенной деятельности в пределах водных объектов, на их поймах и водосборах.

12. Региональные программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, также виды работ, предусмотренные пунктом 13 настоящих указаний, разрабатываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными ими органами и определяют:

цели и задачи ведения данного вида мониторинга в пределах подведомственной территории;

участки водных объектов, в пределах которых проводятся мониторинговые наблюдения;

наблюдаемые или контролируемые параметры и характеристики;

методы и технические средства ведения мониторинга;

периодичность проведения наблюдений.

13. Разработке региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей предшествуют:

общий анализ особенностей водного режима;

общий анализ особенностей русловых процессов на реках и процессов деформаций ложа водоемов на подведомственной территории, их классификация и типизация;

общий анализ морфологического строения водоохранных зон водных объектов их морфологическая типизация;

общий анализ морфологического строения пойменных массивов современной поймы и их морфологическая типизация;

анализ особенностей антропогенной деятельности в водоемах, в речных руслах, на их поймах и водосборах и классификация видов антропогенной деятельности по видам и формам воздействия на процессы руслоформирования или процессы деформаций ложа водоемов;

выявление участков активного взаимодействия (взаимного воздействия) процессов руслоформирования или деформаций ложа водоемов и инженерных сооружений или мероприятий;

подготовка основы сводного проекта "Мониторинг состояния дна и берегов водных объектов и их водоохранных зон", выбор его картографической основы и подготовка программного обеспечения на основе геоинформационной системы.

14. Для оценки характеристик русловых процессов, которые не поддаются непосредственному измерению в натурных условиях, таких как расход и сток донных руслоформирующих наносов применяются расчетные методы. В этом случае в натурных условиях в рамках ведения мониторинга состояния дна и берегов водных объектов измеряются характеристики потока и состава донных наносов, необходимые для проведения расчетов.

IV. Этапы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей

15. Процесс организации и ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей состоит из пяти этапов:

этап общего анализа и подготовки региональных фоновых материалов на основе информации о русловых процессах, о процессах деформаций ложа водоемов и антропогенной деятельности в регионе (предварительный этап ведения мониторинга);

этап разработки региональной программы ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей, включающий в себя проведение рекогносцировочного маршрутного обследования водных объектов;