Действующий

О Концепции развития до 2020 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (с изменениями на 1 сентября 2018 года)

V. Структура и функции сети служб медиации


Создание сети служб медиации является центральным элементом Концепции и основным условием ее успешной реализации. Именно работа этих служб в тесном взаимодействии со всеми органами и организациями, работающими с детьми и участвующими в воспитании и образовании детей, защите их прав и интересов, со всеми заинтересованными институтами гражданского общества должна обеспечить решение задач, указанных в разделе IV Концепции, и тем самым достичь поставленной цели, получить ожидаемые результаты.

Работа сети служб медиации не покрывает весь спектр задач внедрения восстановительного правосудия, предусмотренных пунктами 59, 61, 64 и 65 плана. Сеть служб медиации является организационной основой реализации указанных задач.

В свою очередь, успех работы сети служб медиации во многом зависит от успеха реализации этих задач.

При этом сеть служб медиации не дублирует деятельность указанных органов и организаций как государственных, так и негосударственных. Функциями сети служб медиации по отношению к ним являются следующие:

исследования, анализ, обобщение, выработка и постановка идей и предложений;

разработка и совершенствование программ, методик, технологий и прикладного инструментария;

обучение специалистов, поддержание и повышение их квалификации;

помощь в оценке проблем и нахождении путей их решения;

обеспечение согласованности действий.

Сеть служб медиации создается как единая система, имеющая координацию и управление.

По своей структуре сеть служб медиации представляет собой двухуровневую систему:

на первом уровне находится головная организация системы - Федеральный центр медиации и развития восстановительного правосудия, который является структурным подразделением федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный институт медиации", находящегося в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. В соответствии со статьей 27 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, реорганизации, переименования и ликвидации филиалов. В связи с этим финансовое обеспечение функционирования Федерального центра медиации и развития восстановительного правосудия осуществляется в пределах средств, предусмотренных на обеспечение реализации государственного задания;

на втором уровне находятся службы медиации на региональном и местном уровнях. Основу службы медиации на региональном и местном уровнях должны составлять секретари комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также педагогические работники, реализующие дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации педагогических работников. Они будут выполнять функции медиаторов-тренеров, методистов-тренеров для обучения и профессиональной подготовки работников, осуществляющих свою практическую деятельность с семьями и детьми в возрасте с 7 до 18 лет, - провайдеров медиативных и восстановительных технологий. Они будут выполнять основной массив практической работы по защите детей, их профилактике, реабилитации и коррекции с помощью медиации и восстановительного подхода. Главным критерием здесь должно быть обеспечение реальной доступности сети служб медиации для всех нуждающихся в помощи и защите. В связи с этим одним из наиболее эффективных направлений будет содействие организации служб школьной медиации в образовательных организациях.

Сеть служб медиации включает в себя службу медиации на федеральном уровне, на региональном и местном уровнях.

Служба медиации на федеральном уровне осуществляет следующие функции:

общая координация работы служб медиации;

координация работы по разработке и совершенствованию нормативно-правовой базы для развития медиации и восстановительного правосудия с государственными органами, судами, образовательными организациями, исправительными учреждениями, комиссиями по делам несовершеннолетних, иными организациями, институтами гражданского общества и общественными организациями;

методическая работа (разработка программ обучения и просветительских программ, новых методик и технологий практической работы);

научно-исследовательская, аналитическая и экспертная работа;

сертификация организаций, выполняющих роль служб медиации;

создание системы мониторинга и специального аудита для постоянного контроля за уровнем работы сертифицированных организаций, выполняющих роль служб медиации и восстановительного правосудия;

подготовка медиаторов-тренеров, методистов-тренеров, методистов для формирования служб школьной медиации в образовательных организациях, руководителей, кадрового состава служб медиации, проверка их квалификации;

работа в тесном контакте с другими органами и организациями по защите прав и интересов детей;

информационно-просветительская работа, сотрудничество со средствами массовой информации;

международное сотрудничество, в том числе с целью обмена опытом и привлечения лучших практик;

методическое и консультационное сопровождение работы служб медиации;

практическая работа.

Службы медиации на региональном и местном уровнях осуществляют следующие функции: