2.1. Организация технической эксплуатации устройств и систем СЦБ предусматривает:
обеспечение безопасности движения поездов, безопасности труда, пожарной и экологической безопасности;
подготовку и допуск инженерно-технических работников к эксплуатации, мотивацию их труда;
выбор эффективных и экономичных видов и методов технического обслуживания и ремонта устройств СЦБ;
периодические осмотры устройств и систем СЦБ;
сбор и анализ информации о надежности технических средств;
контроль качества работ, в том числе выполняемых подрядными организациями;
обследование систем и/или устройств СЦБ с целью оценки их технического состояния и возможности дальнейшей эксплуатации;
планирование основных работ и организационно-технических мероприятий;
материально-техническое обеспечение.
2.2. На должности электромонтера СЦБ, электромеханика, старшего электромеханика, начальника участка, диспетчера дистанции СЦБ назначаются лица, соответствующие квалификационным требованиям и выдержавшие испытания в знании стандартов, правил, инструкций и других нормативных документов в соответствии с требованиями [3] и [4].
При назначении на должность вышеуказанные работники проходят испытания в знании требований настоящей Инструкции, а также правил эксплуатации электроустановок, по результатам которых им присваивается соответствующая группа по электробезопасности.
При назначении на должности, связанные с технической эксплуатацией вновь вводимых устройств и систем СЦБ работники дистанции СЦБ испытываются в знании этих устройств.
Испытания проводятся комиссией в соответствии с установленным в ОАО "РЖД" порядком.
2.3. Работники, проходящие стажировку, допускаются к выполнению работ по технической эксплуатации систем и устройств СЦБ, предусмотренных настоящей Инструкцией, под руководством и личным контролем работников, назначенных приказом начальника дистанции СЦБ, непосредственно обслуживающих эти устройства.
2.4. В дистанции СЦБ должна быть организована техническая учеба персонала с изучением технологии выполняемых работ, а также с отработкой практических приемов поиска отказов и устранения их последствий, в том числе с применением автоматизированных обучающих систем.
Ответственным за организацию обучения и периодическую проверку знаний является каждый руководитель в отношении своих подчиненных.
2.5. Список работников дистанции СЦБ, допускаемых к периодической проверке зависимостей положения стрелок и сигнальных показаний светофоров в маршрутах на железнодорожной станции, сигнализации перегонных светофоров (далее - зависимости), включению в действие устройств СЦБ после перемонтажа, а также других работ, связанных с изменением зависимостей, ежегодно утверждается начальником службы автоматики и телемеханики дирекции инфраструктуры.
2.6. Организация технического обслуживания и ремонта эксплуатируемых устройств и систем в дистанции СЦБ осуществляется в соответствии с проектом, выполненным по [5] с учетом действующих в ОАО "РЖД" нормативных, технологических, ремонтных и эксплуатационных документов.
2.7. В дистанциях СЦБ применяют децентрализованный или централизованный методы технического обслуживания, осуществляемые эксплуатационным или специализированным (по видам объектов, по операциям технического обслуживания, ремонта) персоналом.
Основными видами технического обслуживания для устройств СЦБ являются: периодическое, с периодическим или непрерывным контролем, сезонное, "по техническому состоянию".
Техническое обслуживание с периодическим или непрерывным контролем применяется для устройств и систем СЦБ, оснащенных средствами ТДМ.
Сезонное техническое обслуживание выполняется для подготовки устройств СЦБ к работе в зимних (осенних, весенних, летних) условиях.
Обслуживание "по техническому состоянию" - это вид технического обслуживания, при котором необходимость выполнения тех или иных технологических операций определяется на основе оценки фактического состояния устройства, проведенной с помощью аппаратно-программных средств систем ТДМ и (или) экспертным путем (при комиссионных осмотрах, анализе статистики).
2.8. Обслуживание "по техническому состоянию" может быть предусмотрено для устройств СЦБ:
параметры которых контролируются средствами ТДМ, принятыми в эксплуатацию в установленном порядке (включая приемку технологии автоматизированного контроля параметров устройств СЦБ), и/или средствами самодиагностики с передачей информации о техническом состоянии и измеренных значениях параметров в систему ТДМ;
имеющих функцию резервирования;
нарушение нормальной работы, которых, не влияет на безопасность и бесперебойность движения поездов.