РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 17 апреля 2014 года N 939р
Об утверждении Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 июля 2016 года на основании
распоряжения ОАО "РЖД" от 30 декабря 2015 года N 3168р
____________________________________________________________________
В целях оптимизации производственных процессов при технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки:
1. Утвердить и ввести в действие с 1 июня 2014 года прилагаемую Инструкцию по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (далее - Инструкция).
2. Начальникам дирекций инфраструктуры, руководителям других филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД" обеспечить:
а) изучение и проверку знаний настоящей Инструкции причастными работниками;
б) техническую эксплуатацию устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки в соответствии с требованиями настоящей Инструкции.
3. Признать утратившим силу Распоряжение ОАО "РЖД" от 22 октября 2009 года N 2150р "Об утверждении Инструкции по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ)".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на начальника Центральной дирекции инфраструктуры Супруна В.Н.
Вице-президент
ОАО "РЖД"
А.Целько
Инструкция по технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки
1.1. Основными задачами технической эксплуатации устройств и систем сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ) являются: обеспечение их бесперебойного функционирования, поддержание исправного (работоспособного) состояния, своевременное устранение нарушений нормальной работы устройств при безусловном обеспечении безопасного движения поездов.
1.2. Техническая эксплуатация устройств и систем СЦБ включает в себя в общем случае организацию и проведение работ по контролю технического состояния, в том числе, средствами технического диагностирования и мониторинга (далее - ТДМ), техническому обслуживанию и ремонту этих устройств и систем, а также хранение, транспортирование и утилизацию оборудования и аппаратуры СЦБ.
1.3. Настоящая Инструкция устанавливает перечень работ по техническому обслуживанию, а также порядок технической эксплуатации устройств и систем СЦБ железнодорожной автоматики и телемеханики (далее - ЖАТ) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
К основным системам СЦБ относятся:
электрическая централизация стрелок и светофоров;
системы интервального регулирования движения поездов на перегонах;
диспетчерская централизация и диспетчерский контроль за движением поездов;
переездная сигнализация и сигнализация на искусственных сооружениях;
системы контроля состояния участков пути на основе счета осей;
путевые устройства автоматической локомотивной сигнализации и автоматического управления торможением.
Техническая эксплуатация устройств СЦБ на сортировочных горках, средств автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава на ходу поезда в настоящей Инструкции не рассматривается.
Указанные системы СЦБ, как правило, имеют в своём составе:
путевое оборудование, включая электроприводы; светофоры; маршрутные указатели, релейные и батарейные шкафы; соединители, дроссель-трансформаторы, кабельная сеть и др.;
постовые устройства, включая аппараты управления, стативы, реле, блоки, трансформаторы, модули, провода, кабель и т.д.
1.4. Инструкция по технической эксплуатации устройств и систем СЦБ распространяется на работников дистанций сигнализации, централизации и блокировки (далее - дистанций СЦБ), лабораторий автоматики и телемеханики, технических центров автоматики и телемеханики, центров диагностики и мониторинга и других подразделений ОАО "РЖД", причастных к эксплуатации устройств и систем СЦБ.
1.5. Выполнение работ по контролю технического состояния, техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем СЦБ производят старшие электромеханики, электромеханики и электромонтеры СЦБ в порядке, предусмотренном действующими нормативными и технологическими документами. Работы по проверке зависимостей устройств и систем СЦБ выполняются с участием начальника участка производства (далее - начальник участка) или заместителя начальника дистанции СЦБ.
1.6. В настоящей Инструкции применяются следующие термины с соответствующими определениями:
аппаратура ЖАТ - приборы СЦБ, модули платы аппаратно-программных средств применяемые в системах сигнализации, централизации и блокировки;
мониторинг технического состояния - процесс непрерывного или периодического дистанционного контроля технического состояния объекта с накоплением полученной информации и ее оценкой с целью определения текущего состояния объекта;
оборудование - совокупность технических средств (стативов, панелей, механизмов, устройств), необходимых для выполнения работ;
отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта;
периодичность технического обслуживания (ремонта) - интервал времени или наработка между данным видом технического обслуживания (ремонта) и последующим таким же видом или другим большей сложности;
план-график - форма плана работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ объединяющая нормированный набор работ и периодичность их выполнения;
повреждение - событие, заключающееся в нарушении исправного состояния объекта при сохранении работоспособного состояния;
приборы СЦБ - реле, блоки, генераторы, приемники, преобразователи, датчики, предохранители и другие устройства, перечисленные в приложении N 5;
ремонт - комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности изделий и восстановлению ресурса изделий или их составных частей;
ремонт неплановый (непредвиденный) - ремонт, выполняемый, как правило, в срочном порядке, а необходимость его проведения устанавливается при контрольных осмотрах, техническом обслуживании или по заявкам эксплуатирующих устройство или систему подразделений;
сбой - самоустраняющийся отказ или однократный отказ, устраняемый незначительным вмешательством оператора (ДСП, ДНЦ, дежурного по переезду);
срок службы - продолжительность эксплуатации изделия или ее возобновление после капитального ремонта до наступления предельного состояния;
техническое диагностирование - определение технического состояния объекта;
техническое обслуживание - комплекс операций или операция по поддержанию работоспособности или исправности изделия при использовании по назначению, ожидании, хранении и транспортировании. В настоящем документе термин техническое обслуживание используется в широком смысле и включает операции, направленные на предупреждение отказов, операции по устранению неисправностей;
техническое состояние - совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных в технической документации параметров, определяющая возможности применения устройства или системы по назначению;
эксплуатация - стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.
1.7. В настоящей Инструкции применены следующие сокращения, перечисленные в алфавитном порядке:
АЛС - автоматическая локомотивная сигнализация;
АЛСО - автоматическая локомотивная сигнализация, применяемая как самостоятельное средство сигнализации и связи;
АРМ - автоматизированное рабочее место;
АСУ-Ш-2 - автоматизированная система управления хозяйством автоматики и телемеханики;
ДНЦ - диспетчер поездной;
ДС - начальник железнодорожной станции;
ДСП - дежурный по железнодорожной станции;
ДЦ - диспетчерская централизация;
ЗИП - запасные части и принадлежности;
КСБ - колесосбрасывающий башмак;
ПД - дорожный мастер;
ПДБ - бригадир пути;
ПЧ - дистанция пути дирекции инфраструктуры;
РТУ - ремонтно-технологический участок дистанции СЦБ;
РЦ - рельсовая цепь;
САУТ - система автоматического управления торможением;
ССО - система счета осей;
ССПС - специальный самоходный подвижной состав;
ТРЦ - рельсовая цепь тональной частоты;
УКСПС - устройства контроля схода подвижного состава;
УТС - упор тормозной стационарный;
УЭП - устройства электропитания;
ЦДИ - Центральная дирекция инфраструктуры - филиал ОАО "РЖД";
ШН - электромеханик дистанции СЦБ;
ШНС - старший электромеханик дистанции СЦБ;
ШЧГ - главный инженер дистанции СЦБ;
ШЧД - диспетчер дистанции СЦБ;
ШЧУ - начальник участка производства дистанции СЦБ;
ШЦМ - электромонтер СЦБ дистанции СЦБ;
ЭЦ - электрическая централизация;
ЭЧ - дистанция электроснабжения дирекции инфраструктуры.
1.8. Техническая эксплуатация устройств и систем СЦБ осуществляется в соответствии с требованиями Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - ПТЭ) и иных нормативных и технологических документов, устанавливающих требования к указанным устройствам и системам.
1.9. Рабочие места электромехаников, старших электромехаников должны быть обеспечены необходимыми для эксплуатируемых устройств и систем СЦБ средствами измерений и контроля, инструментом, оборудованием и инвентарем, нормативными, технологическими, эксплуатационными документами, принципиальными и монтажными схемами, мобильными средствами связи, а также средствами вычислительной техники.
1.10. Начальник дистанции СЦБ, его заместители, главный инженер обеспечивают:
организацию работ по технической эксплуатации устройств и систем СЦБ, закрепленных за дистанцией СЦБ;
контроль их технического состояния;
соблюдение работниками дистанции СЦБ действующих правил и норм;
разработку анализа причин неисправностей, а также контроль и выполнение работ по их устранению и предупреждению.
1.11. Работы по техническому обслуживанию, контролю технического состояния систем и устройств СЦБ должны осуществляться в соответствии с технологическими процессами. Карты технологических процессов утверждает Управление автоматики и телемеханики ЦДИ ОАО "РЖД".