ПРИКАЗ
от 5 июня 2014 года N 263
Об утверждении Концепции модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года
(с изменениями на 7 декабря 2015 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом Минздрава России от 5 февраля 2015 года N 38;
приказом Минздрава России от 7 декабря 2015 года N 892.
____________________________________________________________________
Приказываю:
Утвердить прилагаемую Концепцию модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года.
Министр
В.И.Скворцова
Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года
(с изменениями на 7 декабря 2015 года)
Концепция модернизации наркологической службы Российской Федерации до 2016 года (далее также - Концепция) разработана во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" и представляет собой систему базовых принципов, приоритетных направлений, целей и задач модернизации наркологической службы Российской Федерации.
Нормативно-правовую основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2009 года* N 2128-р, Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 года N 690, Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения", государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 294, нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность федеральных и региональных органов государственной власти в сфере оказания медицинской помощи населению Российской Федерации, а также иные нормативные документы, регламентирующие правоотношения в сфере оказания наркологической помощи.
(Абзац в редакции, введенной в действие приказом Минздрава России от 5 февраля 2015 года N 38. - См. предыдущую редакцию)
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 30 декабря 2009 года". - Примечание изготовителя базы данных.
Концепция включает в себя комплекс правовых, организационных и экономических мер, направленных на повышение доступности и качества оказания наркологической медицинской помощи населению Российской Федерации.
Одной из негативных тенденций в динамике состояния здоровья населения Российской Федерации является высокая распространенность наркологических заболеваний.
По данным федерального статистического наблюдения, в 2012 году медицинскими организациями, оказывающими наркологическую помощь, зарегистрировано 2920007 больных наркологическими расстройствами, то есть 2041,2 больных в расчете на 100 тыс. населения, или 2,0% от общей численности населения. По сравнению с 2011 годом показатель общей заболеваемости наркологическими расстройствами снизился на 3%.
Как и в предыдущие годы, 80,8% от общего числа зарегистрированных наркологических больных - это больные алкоголизмом.
Больные наркоманией и лица, употребляющие наркотики с вредными последствиями, составили 18,2%, а больные токсикоманией и лица, употребляющие ненаркотические психоактивные вещества с вредными последствиями, - 1,0%.
В 2012 году наркологической службой зарегистрировано 1923 тыс. больных алкоголизмом, или 1344,1 на 100 тысяч населения, что составило почти 1,3% общей численности населения.
Впервые в жизни обратились за наркологической помощью 123 тыс. больных алкоголизмом, или 85,8 больных на 100 тыс. населения.
В 2012 году наркологическими учреждениями страны зарегистрировано 333 тыс. больных наркоманией, или 232,5 на 100 тыс. населения. По сравнению с 2011 годом этот показатель снизился на 2% (237,4 на 100 тысяч населения). Также была зарегистрирована 201 тысяча лиц с диагнозом "употребление наркотиков с вредными последствиями".
Общее число потребителей наркотиков в 2012 году составило 533,4 тыс. человек, или 372,9 на 100 тыс. населения. Этот показатель остался на уровне 2011 года.
Среди обратившихся за наркологической помощью больных алкоголизмом и наркоманией подавляющее большинство находились в трудоспособном возрасте - соответственно 89% и 99%. Около 20% зарегистрированных больных - женщины.
Число подростков в возрасте 15-17 лет с впервые в жизни установленным диагнозом наркологического расстройства в 2012 году составило 29029 человек, или 673,5 на 100 тыс. подросткового населения. Из них 82,6% составили лица с диагнозом употребление алкоголя с вредными последствиями.
В течение двух последних десятилетий наблюдается высокий уровень потребления контрафактного алкоголя, значительно расширился спектр наркотических средств и психотропных веществ, которые применяются в немедицинских целях.
Удельный вес потребителей инъекционных наркотиков (ПИН) среди общего числа потребителей наркотиков составляет 68% (362 тыс. человек). Среди зарегистрированных ПИН наблюдается высокий уровень распространенности парентеральных гепатитов (63%) и ВИЧ-инфекции (16%). Удельный вес ВИЧ-инфицированных больных среди зарегистрированных ПИН в течение последних 7 лет неуклонно возрастает (с 9,3% в 2005 году до 16% в 2012 году). Это создает дополнительную социально-экономическую нагрузку на органы здравоохранения и на общество в целом.
Согласно данным Национального исследовательского университета Высшей школы экономики, общие расходы государства на оказание медицинской помощи пациентам с заболеваниями, связанными с чрезмерным потреблением алкоголя, составили 16,2% всех государственных расходов на здравоохранение.
Наркологическая служба в стране была организована в 1975 году.
В настоящее время наркологическая медицинская помощь населению оказывается в специализированных государственных наркологических учреждениях. Наряду с этим увеличилось число негосударственных организаций, предоставляющих медицинские и реабилитационные услуги наркологическим больным.
За последние 5 лет отмечены следующие тенденции в развитии наркологической службы:
1. Уменьшилось количество наркологических диспансеров, наблюдается уменьшение коечного фонда наркологических учреждений.
В 2012 году по сравнению с 2011 годом число наркологических диспансеров сократилось со 117 до 101 (почти на 14%), а число наркологических диспансеров, имеющих стационарные отделения, - со 109 до 94 (также на 14%). Уменьшилось число учреждений, имеющих в своём составе наркологические отделения (кабинеты) с 1847 до 1827, число подростковых наркологических кабинетов (отделений) сократилось с 283 до 259. Наряду с этим возросло число кабинетов экспертизы алкогольного и наркотического опьянения - с 430 до 487.
2. Продолжилось сокращение общей численности коечного фонда: число коек уменьшилось на 4% и составило 24250 (в 2011 году - 25277). Обеспеченность населения наркологическими койками также снижалась: с 1,8 на 10 тыс. населения в 2011 году до 1,7 в 2012 году.
3. Наряду с сокращением коечного фонда сократилось число врачей-психиатров-наркологов, увеличился коэффициент совместительства этих специалистов.
4. К настоящему времени в работе наркологической службы накопилось много системных организационных проблем:
1) низкая обращаемость больных в государственные и муниципальные медицинские организации, оказывающие наркологическую помощь населению;
2) низкая мотивация наркологических больных к включению в программы лечения и медицинской реабилитации;
3) низкая загруженность развернутых наркологических и реабилитационных коек;
4) отсутствие систематизированного мониторинга масштабов распространенности злоупотребления алкоголем;
5) дефицит обеспеченности врачами-психиатрами-наркологами, средним и младшим медицинским персоналом;
6) дефицит обеспечения врачами-психотерапевтами, медицинскими психологами, социальными работниками, специалистами по социальной работе;
7) отсутствие специальности "детская и подростковая психиатрия-наркология";
8) недостаточно развитая преемственность в деятельности медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "наркология", и негосударственных реабилитационных центров, оказывающих социальные услуги наркологическим больным.
Модернизация наркологической службы Российской Федерации проводится в целях повышения эффективности ее функционирования и направлена на повышение качества и обеспечение доступности медицинской помощи по профилю "наркология" для граждан страны на основе формирования единого эффективного организационно-технологического процесса ее оказания.
В соответствии с приоритетами, вытекающими из анализа эпидемиологической ситуации, современного состояния наркологической службы в субъектах Российской Федерации, ее материально-технического оснащения, обеспеченностью кадрами, главные усилия должны быть сосредоточены на решении следующих задач:
а) развитие профилактики наркологических заболеваний;
б) совершенствование оказания наркологической помощи населению;
в) совершенствование кадровой политики при организации наркологической помощи;
г) совершенствование межведомственного взаимодействия при оказании наркологической помощи;
д) совершенствование нормативного правового регулирования организации наркологической помощи.
По результатам исследования ESPAD среди учащихся г.Москвы в возрасте старше 15-16 лет 1% регулярно употребляют спиртные напитки, 15% - хотя бы один раз в жизни пробовали марихуану или гашиш, 9,0% - экспериментировали с ингалянтами. Каждый третий подросток (32% опрошенных) в течение последних 30 дней покупал алкогольные напитки в магазинах, а каждый пятый (21%) употреблял в их барах, ресторанах, на дискотеках.
Сложившаяся ситуация требует реализации комплексных мер, направленных на медицинскую профилактику наркологических заболеваний.
К ним относятся следующие мероприятия:
1) информирование населения в средствах массовой информации, в сети Интернет, через системы мобильной связи о негативном влиянии на здоровье злоупотребления психоактивными веществами и стимулирование населения к здоровому образу жизни;
2) раннее выявление лиц, употребляющих психоактивные вещества, в дифференцированных группах;
3) мотивационное консультирование;
4) семейное консультирование;
5) психокоррекционная работа с группами риска;
6) разработка и внедрение программ медицинской профилактики для лиц, совершивших административные правонарушения в состоянии опьянения.
Для реализации этой деятельности необходимо:
- организовать отделения (кабинеты) медицинской профилактики немедицинского потребления психоактивных веществ в структуре наркологических учреждений;
- развернуть наркологические кабинеты в структуре первичного звена здравоохранения.
В настоящее время отмечается низкая обращаемость в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения, оказывающих наркологическую помощь (далее - наркологические учреждения).
Сложившаяся ситуация обусловлена, с одной стороны, характерной для всех наркологических больных "анозогнозией" - отторжением больным факта наличия у него наркологического заболевания и связанных с ним медицинских и социальных последствий.
С другой стороны, высокая латентность наркологической патологии связана с возникающими при обращении за наркологической помощью в наркологические учреждения социально-правовыми последствиями, к которым относятся: ограничения на право владением оружием; на право управления транспортным средством; на прохождение государственной гражданской службы, а также на деятельность, связанную с отдельными видами работ, тяжелыми работами и работами с вредными и (или) опасными условиями труда; на усыновление.
В то же время указанных социально-правовых ограничений можно избежать при анонимном (платном) обращении в наркологические учреждения, а также при обращении в медицинские организации частной системы здравоохранения и негосударственные центры, оказывающие услуги по социальной реабилитации. Это ставит в неравное положение государственные и негосударственные медицинские организации, оказывающие наркологическую помощь, а также контингенты наркологических больных с разными финансовыми возможностями.
В целях увеличения обращаемости в наркологические учреждения необходимо сформировать поток больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, на которых суд возложил обязанность пройти лечение и медицинскую реабилитацию, а также из осужденных, признанных больными наркоманией, которым судом отсрочено отбывание наказания.
С целью повышения эффективности оказания наркологической помощи необходимо:
а) внедрить в деятельность наркологических учреждений Порядок оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 929н, и стандарты первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи при наркологических расстройствах, утвержденные приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 4 сентября 2012 года N 124н-135н;
б) укрепить материально-техническую базу наркологических учреждений в соответствии со стандартом оснащения, предусмотренным Порядком оказания медицинской помощи по профилю "наркология", утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 ноября 2012 года N 929н;
в) разработать и внедрить в деятельность наркологических учреждений порядок диспансерного наблюдения за наркологическими больными, отвечающий современной социально-экономической и наркологической ситуации в стране;
г) разработать методические указания по организации лечения и медицинской реабилитации больных наркоманией, совершивших преступление небольшой тяжести и получивших отсрочку отбывания наказания;