Недействующий

Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Развитие культуры, архивного дела и сохранение объектов культурного наследия Республики Крым" и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета министров Республики Крым (с изменениями на 13 декабря 2022 года)



1. Сфера реализации Подпрограммы 2, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития


Культурное наследие Республики Крым - это базовый элемент духовно-нравственных ценностей населения, важнейший фактор идентичности региона и формирования к нему отношения, его позиционирования в ряде российских регионов и в мире.


Все объекты культурного наследия в Республике Крым вместе с их зонами охраны приняты под государственную охрану в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.


В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2015 года N 2073-р 218 объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым, отнесены к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.


В соответствии с Законом N 9-ФЗ, постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года N 627 "Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия" объекты культурного наследия отнесены к объектам культурного наследия регионального значения или объектам культурного наследия местного (муниципального) значения либо к выявленным объектам культурного наследия.


В сфере охраны культурного наследия в первую очередь требуют решения следующие проблемные вопросы:


1. Порядка 150 объектов культурного наследия находятся в аварийном и неудовлетворительном состоянии и требуют проведения срочных противоаварийных, консервационных и ремонтно-реставрационных работ.


2. Повреждение и разрушение объектов культурного наследия в ходе хозяйственной деятельности, несанкционированная застройка в исторически сложившейся среде, зонах охраны объектов культурного наследия.


3. Разграбление археологических объектов.


4. Отсутствие корректных границ территории и зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Республики Крым, отсутствие информации об объектах культурного наследия в Едином государственном реестре недвижимости.


Обеспечение сохранения объектов культурного наследия требует значительных инвестиций. В настоящее время недостаточность денежных средств, выделяемых на работы по сохранению объектов культурного наследия, не позволяет предотвратить ухудшение состояния большей части объектов культурного наследия и поддерживать их в удовлетворительном состоянии, поэтому необходимо с каждым годом пропорционально увеличивать финансирование мероприятий по обеспечению сохранения объектов культурного наследия.


Особое внимание необходимо уделить реализации в Республике Крым государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 63, которой предусмотрено проведение первоочередных противоаварийных работ на 20 объектах культурного наследия.


(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 29.12.2021 N 868)


В целях осуществления государственного надзора, предотвращения разрушения объектов культурного наследия в ходе хозяйственной деятельности, несанкционированной застройки в исторически сложившейся среде, зонах охраны объектов культурного наследия, а также разграбления археологических объектов необходимо на постоянной основе осуществлять контрольные мероприятия и систематическое наблюдение, обследование и фотофиксацию состояния объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в целях определения мероприятий по обеспечению их сохранности. Данные мероприятия также позволят создать базу актуальных сведений о состоянии и использовании объектов культурного наследия.


В случае нерешения указанных выше проблем в сфере охраны культурного наследия, а также вследствие отсутствия возможности финансирования работ по сохранению объектов культурного наследия и отсутствия соответствующей учетной документации в ближайшее время возможно ухудшение состояния ряда объектов культурного наследия до неудовлетворительного, аварийного и руинированного.