____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 11.10.2022 N 852, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru - 11.10.2022).
____________________________________________________________________
(с изменениями на 22 октября 2021 года)
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 22 октября 2020 года N 1673-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым, действующего с 1 января 2021 года", Совет министров Республики Крым постановляет:
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)
1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Программа).
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)
2 - 4. Утратили силу. - Постановление Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623.
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым |
Соисполнители Программы | Государственный комитет ветеринарии Республики Крым |
Участники Программы | Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Организация обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым"; подпрограмма 2 "Организация обращения с биологическими отходами животного происхождения на территории Республики Крым" |
Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия Программы | Отсутствуют |
Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Программы | Национальный проект "Экология" |
Программно-целевые инструменты Программы | Отсутствуют |
Цель Программы | Создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами |
Задачи Программы | - организация обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым; - организация обращения с биологическими отходами животного происхождения на территории Республики Крым |
Целевые индикаторы и показатели Программы | - количество реализованных инвестиционных проектов по созданию объектов обращения с отходами; - объем частных инвестиций, привлеченных в сферу обращения с отходами; - доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами; - доля обработанных твердых коммунальных отходов от общего объема образованных отходов; - количество объектов размещения отходов (в том числе полигонов ТКО), отвечающих установленным требованиям законодательства; - доля ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов; - доля, направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов; - количество контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемых на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, для муниципальных нужд; - доля потребителей, охваченных системой сбора и обезвреживания биологических отходов животного происхождения; - количество реализованных инвестиционных проектов по обезвреживанию биологических отходов животного происхождения; - количество приобретаемых специальных транспортных средств; - количество приобретаемых контейнеров для сбора отходов; - доля биологических отходов животного происхождения, направленных на обезвреживание |
Этапы и сроки реализации Программы | 2017 - 2021 годы |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Программа финансируется за счет федерального бюджета, бюджета Республики Крым и внебюджетных источников. Объем финансирования подпрограммы составляет: 10693433,600 тыс. рублей, в том числе: федеральный бюджет <*> - 1103203,40 тыс. руб.: 2019 год - 627810,00 тыс. руб.; 2020 год - 469930,00 тыс. руб.; 2021 год - 5463,40 тыс. руб.; бюджет Республики Крым - 207450,200 тыс. руб.: 2018 год - 120085,00 тыс. руб.; 2019 год - 87310,00 тыс. руб.; 2020 год - 0,00 тыс. руб.; 2021 год - 55,200 тыс. руб.; внебюджетные источники - 9382780,00 тыс. руб.: 2017 год - 1491800,00 тыс. руб.; 2018 год - 5893590,00 тыс. руб.; 2019 год - 1996030,00 тыс. руб.; 2020 год - 1360,00 тыс. руб.; 2021 год - 0,00 тыс. руб. -------------------------------- <*> Источниками финансирования подпрограммы являются: бюджет Республики Крым, федеральный бюджет (по согласованию), внебюджетные средства. Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год. Предусматривается финансирование и через выделение целевых субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - реализация 38 инвестиционных проектов по созданию объектов обращения с отходами; - привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами на общую сумму 9382780,00 тыс. руб.; - увеличение доли населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 100%; - увеличение доли обработанных твердых коммунальных отходов от общего объема образованных отходов до 6,1%; - 5 объектов размещения отходов (в том числе полигонов ТКО), отвечающих установленным требованиям законодательства; - увеличение доли ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, до 43% в 2020 году; - снижение доли направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 97,9%; - закупка 285 контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемых на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, для муниципальных нужд; - увеличение доли потребителей, охваченных системой сбора и обезвреживания биологических отходов животного происхождения, до 100%; - реализация 1 инвестиционного проекта по обезвреживанию биологических отходов животного происхождения; - приобретение 9 единиц специальных транспортных средств; - приобретение 1500 единиц контейнеров для сбора отходов; - увеличение доли биологических отходов животного происхождения, направленных на обезвреживание, до 100% |
В настоящее время проблема накопления отходов, в том числе отходов производства и потребления, является одной из основных угроз экологической безопасности как для Российской Федерации в целом, так и для Республики Крым в частности. Неуклонно возрастают объемы образования отходов, растет число несанкционированных свалок, а с учетом специфики Республики Крым как рекреационно-курортного региона проблема безопасного обращения с отходами стала приоритетной с точки зрения социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективу.
Захоронение твердых коммунальных отходов в смешанном виде на полигонах, на свалках привело к функционированию на территории Республики Крым 28 исчерпавших свои ресурсы объектов захоронения (из которых только 3 включены в Государственный реестр объектов размещения отходов) и образованию около 300 несанкционированных стихийных свалок.
По официальным статистическим данным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2014 года накоплено 55,1 млн тонн отходов различного класса опасности.
К накоплению отходов привело отсутствие технологий по их переработке и отсутствие средств на внедрение существующих технологий.
Отсутствует полноценная система сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации биологических отходов животного происхождения, что приводит к размещению необеззараженных отходов животного происхождения совместно с твердыми коммунальными отходами на полигоны, которые не предназначены для этих целей.
В настоящее время на территории Республики Крым функционируют 4 предприятия, предоставляющие услуги по удалению, захоронению и обезвреживанию биологических отходов (ООО "Крым-ЭкоГидротех", ООО "Завод по обезвреживанию эпидемиологически опасных отходов", ООО "Экосервисгрупп" и ГБУЗ РК "Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии"), но их деятельность не решает системную проблему и зачастую носит монопольный характер.
Основной проблемой обращения с биологическими отходами животного происхождения на территории Республики Крым остается отсутствие инфраструктуры по обезвреживанию отходов. Притом, что услуги по сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию биологических отходов животного происхождения не регулируются государством, свободные рыночные отношения в этой области, особенно в условиях отсутствия инфраструктуры, не могут решить накопившиеся проблемы.
В настоящее время в Республике Крым практически отсутствует система переработки крупногабаритных отходов в составе твердых коммунальных отходов и строительных отходов, не ведется регулярная работа по их вывозу.
Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
- максимальное использование исходных сырья и материалов;
- предотвращение образования отходов;
- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
- обработка отходов (предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку);
- утилизация отходов (использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация));
- обезвреживание отходов (уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду).
Отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации, подлежат изоляции в специальных хранилищах (объектах захоронения отходов) в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
С целью решения сложившейся на территории Республики Крым критической ситуации с обращением отходов и необходимостью реализации приоритетных направлений государственной политики в данной сфере была разработана Генеральная схема санитарной очистки территории Республики Крым, которая утверждена постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июля 2015 года N 431.
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)
По результатам проведенных работ, с учетом социально-экономических, географических, экологических особенностей регионов, объемов образующихся отходов, а также транспортной логистики, территорию Республики Крым предложено разделить на 6 логистических зон (кластеров) с 2 подкластерами.
Таблица 1. Логистические зоны (кластеры)
Кластер 1 | - городской округ Симферополь; - Симферопольский район; - Бахчисарайский район |
Кластер 2 | - городской округ Ялта; - городской округ Алушта |
Кластер 3 | - Черноморский район; - Раздольненский район; - Первомайский район; - Сакский район |
- подкластер 3-1 | - городской округ Евпатория; - городской округ Саки |
Кластер 4 | - городской округ Армянск; - городской округ Джанкой; - городской округ Красноперекопск; - Красногвардейский район; - Красноперекопский район; - Джанкойский район |
Кластер 5 | - Советский район; - Белогорский район; - Кировский район; - Нижнегорский район |
- подкластер 5-1 | - городской округ Судак; - городской округ Феодосия |
Кластер 6 | - городской округ Керчь; - Ленинский район |
С учетом кластерного подхода разработаны рекомендации и предложения по созданию объектов сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на территории Республики Крым.
Концепцией Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период, разработанной в соответствии с поручением Главы Республики Крым от 15 октября 2014 года N 01-62/2644, определены приоритеты развития в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в том числе:
- создание инфраструктуры обращения с отходами;
- поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и обезвреживание, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;
- разработка и внедрение мер государственной поддержки при создании инфраструктурных объектов, осуществление технико-экологической модернизации отрасли с привлечением ресурсов частного сектора на принципах государственно-частного партнерства.
Эффективное решение существующих проблем возможно только при государственной поддержке реализации приоритетных (региональных) инвестиционных проектов создания инфраструктуры обращения с отходами, в первую очередь с ТКО, путем привлечения долгосрочных частных инвестиций.