Недействующий


СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 января 2017 года N 25


Об утверждении Государственной программы Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании Постановления Совета министров Республики Крым от 11.10.2022 N 852, вступившего в силу со дня официального опубликования (опубликовано на официальном сайте Правительства Республики Крым http://rk.gov.ru - 11.10.2022).
____________________________________________________________________

(с изменениями на 22 октября 2021 года)

(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)




В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 2, 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272 "О Порядке разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым", распоряжением Совета министров Республики Крым от 22 октября 2020 года N 1673-р "Об утверждении Перечня государственных программ Республики Крым, действующего с 1 января 2021 года", Совет министров Республики Крым постановляет:


(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)


1. Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Программа).


(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)


2 - 4. Утратили силу. - Постановление Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623.



Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ



Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК



Приложение
к постановлению
Совета министров
Республики Крым
от 27.01.2017 N 25



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ, В ТОМ ЧИСЛЕ С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ

(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)



ПАСПОРТ Государственной программы Республики Крым в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - Программа)

(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)

Ответственный исполнитель Программы

Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым

Соисполнители Программы

Государственный комитет ветеринарии Республики Крым

Участники Программы

Региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами;

органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым

Подпрограммы Программы

Подпрограмма 1 "Организация обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым";

подпрограмма 2 "Организация обращения с биологическими отходами животного происхождения на территории Республики Крым"

Государственные программы Российской Федерации и/или федеральные целевые программы, на реализацию которых направлены мероприятия Программы

Отсутствуют

Национальные проекты (программы), на реализацию которых направлены мероприятия Программы

Национальный проект "Экология"

Программно-целевые инструменты Программы

Отсутствуют

Цель Программы

Создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами

Задачи Программы

- организация обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Республики Крым;

- организация обращения с биологическими отходами животного происхождения на территории Республики Крым

Целевые индикаторы и показатели Программы

- количество реализованных инвестиционных проектов по созданию объектов обращения с отходами;

- объем частных инвестиций, привлеченных в сферу обращения с отходами;

- доля населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами;

- доля обработанных твердых коммунальных отходов от общего объема образованных отходов;

- количество объектов размещения отходов (в том числе полигонов ТКО), отвечающих установленным требованиям законодательства;

- доля ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов;

- доля, направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;

- количество контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемых на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, для муниципальных нужд;

- доля потребителей, охваченных системой сбора и обезвреживания биологических отходов животного происхождения;

- количество реализованных инвестиционных проектов по обезвреживанию биологических отходов животного происхождения;

- количество приобретаемых специальных транспортных средств;

- количество приобретаемых контейнеров для сбора отходов;

- доля биологических отходов животного происхождения, направленных на обезвреживание

Этапы и сроки реализации Программы

2017 - 2021 годы

Объемы бюджетных ассигнований Программы

Программа финансируется за счет федерального бюджета, бюджета Республики Крым и внебюджетных источников.

Объем финансирования подпрограммы составляет:

10693433,600 тыс. рублей, в том числе:

федеральный бюджет <*> - 1103203,40 тыс. руб.:

2019 год - 627810,00 тыс. руб.;

2020 год - 469930,00 тыс. руб.;

2021 год - 5463,40 тыс. руб.;

бюджет Республики Крым - 207450,200 тыс. руб.:

2018 год - 120085,00 тыс. руб.;

2019 год - 87310,00 тыс. руб.;

2020 год - 0,00 тыс. руб.;

2021 год - 55,200 тыс. руб.;

внебюджетные источники - 9382780,00 тыс. руб.:

2017 год - 1491800,00 тыс. руб.;

2018 год - 5893590,00 тыс. руб.;

2019 год - 1996030,00 тыс. руб.;

2020 год - 1360,00 тыс. руб.;

2021 год - 0,00 тыс. руб.

--------------------------------

<*> Источниками финансирования подпрограммы являются: бюджет Республики Крым, федеральный бюджет (по согласованию), внебюджетные средства. Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Республики Крым ежегодно уточняется в соответствии с законом Республики Крым о бюджете на соответствующий финансовый год. Предусматривается финансирование и через выделение целевых субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Республики Крым

Ожидаемые результаты реализации Программы

- реализация 38 инвестиционных проектов по созданию объектов обращения с отходами;

- привлечение частных инвестиций в сферу обращения с отходами на общую сумму 9382780,00 тыс. руб.;

- увеличение доли населения, охваченного услугой по обращению с твердыми коммунальными отходами, до 100%;

- увеличение доли обработанных твердых коммунальных отходов от общего объема образованных отходов до 6,1%;

- 5 объектов размещения отходов (в том числе полигонов ТКО), отвечающих установленным требованиям законодательства;

- увеличение доли ТКО, вовлекаемых в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных и энергетических ресурсов, до 43% в 2020 году;

- снижение доли направленных на захоронение ТКО, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов до 97,9%;

- закупка 285 контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов, устанавливаемых на контейнерных площадках, включенных в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, для муниципальных нужд;

- увеличение доли потребителей, охваченных системой сбора и обезвреживания биологических отходов животного происхождения, до 100%;

- реализация 1 инвестиционного проекта по обезвреживанию биологических отходов животного происхождения;

- приобретение 9 единиц специальных транспортных средств;

- приобретение 1500 единиц контейнеров для сбора отходов;

- увеличение доли биологических отходов животного происхождения, направленных на обезвреживание, до 100%



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Программы


В настоящее время проблема накопления отходов, в том числе отходов производства и потребления, является одной из основных угроз экологической безопасности как для Российской Федерации в целом, так и для Республики Крым в частности. Неуклонно возрастают объемы образования отходов, растет число несанкционированных свалок, а с учетом специфики Республики Крым как рекреационно-курортного региона проблема безопасного обращения с отходами стала приоритетной с точки зрения социально-экономического развития на средне- и долгосрочную перспективу.


Захоронение твердых коммунальных отходов в смешанном виде на полигонах, на свалках привело к функционированию на территории Республики Крым 28 исчерпавших свои ресурсы объектов захоронения (из которых только 3 включены в Государственный реестр объектов размещения отходов) и образованию около 300 несанкционированных стихийных свалок.


По официальным статистическим данным в Республике Крым по состоянию на 1 января 2014 года накоплено 55,1 млн тонн отходов различного класса опасности.


К накоплению отходов привело отсутствие технологий по их переработке и отсутствие средств на внедрение существующих технологий.


Отсутствует полноценная система сбора, транспортирования, обезвреживания и утилизации биологических отходов животного происхождения, что приводит к размещению необеззараженных отходов животного происхождения совместно с твердыми коммунальными отходами на полигоны, которые не предназначены для этих целей.


В настоящее время на территории Республики Крым функционируют 4 предприятия, предоставляющие услуги по удалению, захоронению и обезвреживанию биологических отходов (ООО "Крым-ЭкоГидротех", ООО "Завод по обезвреживанию эпидемиологически опасных отходов", ООО "Экосервисгрупп" и ГБУЗ РК "Крымский республиканский клинический центр фтизиатрии и пульмонологии"), но их деятельность не решает системную проблему и зачастую носит монопольный характер.


Основной проблемой обращения с биологическими отходами животного происхождения на территории Республики Крым остается отсутствие инфраструктуры по обезвреживанию отходов. Притом, что услуги по сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию биологических отходов животного происхождения не регулируются государством, свободные рыночные отношения в этой области, особенно в условиях отсутствия инфраструктуры, не могут решить накопившиеся проблемы.


В настоящее время в Республике Крым практически отсутствует система переработки крупногабаритных отходов в составе твердых коммунальных отходов и строительных отходов, не ведется регулярная работа по их вывозу.


Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" установлено, что направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:


- максимальное использование исходных сырья и материалов;


- предотвращение образования отходов;


- сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;


- обработка отходов (предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку);


- утилизация отходов (использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация));


- обезвреживание отходов (уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду).


Отходы, не подлежащие дальнейшей утилизации, подлежат изоляции в специальных хранилищах (объектах захоронения отходов) в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.


С целью решения сложившейся на территории Республики Крым критической ситуации с обращением отходов и необходимостью реализации приоритетных направлений государственной политики в данной сфере была разработана Генеральная схема санитарной очистки территории Республики Крым, которая утверждена постановлением Совета министров Республики Крым от 24 июля 2015 года N 431.


(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 22.10.2021 N 623)


По результатам проведенных работ, с учетом социально-экономических, географических, экологических особенностей регионов, объемов образующихся отходов, а также транспортной логистики, территорию Республики Крым предложено разделить на 6 логистических зон (кластеров) с 2 подкластерами.


Таблица 1. Логистические зоны (кластеры)

Кластер 1

- городской округ Симферополь;

- Симферопольский район;

- Бахчисарайский район

Кластер 2

- городской округ Ялта;

- городской округ Алушта

Кластер 3

- Черноморский район;

- Раздольненский район;

- Первомайский район;

- Сакский район

- подкластер 3-1

- городской округ Евпатория;

- городской округ Саки

Кластер 4

- городской округ Армянск;

- городской округ Джанкой;

- городской округ Красноперекопск;

- Красногвардейский район;

- Красноперекопский район;

- Джанкойский район

Кластер 5

- Советский район;

- Белогорский район;

- Кировский район;

- Нижнегорский район

- подкластер 5-1

- городской округ Судак;

- городской округ Феодосия

Кластер 6

- городской округ Керчь;

- Ленинский район


С учетом кластерного подхода разработаны рекомендации и предложения по созданию объектов сбора, транспортировки, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов на территории Республики Крым.


Концепцией Стратегии социально-экономического развития Республики Крым на долгосрочный период, разработанной в соответствии с поручением Главы Республики Крым от 15 октября 2014 года N 01-62/2644, определены приоритеты развития в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в том числе:


- создание инфраструктуры обращения с отходами;


- поэтапное введение запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку и обезвреживание, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья;


- разработка и внедрение мер государственной поддержки при создании инфраструктурных объектов, осуществление технико-экологической модернизации отрасли с привлечением ресурсов частного сектора на принципах государственно-частного партнерства.


Эффективное решение существующих проблем возможно только при государственной поддержке реализации приоритетных (региональных) инвестиционных проектов создания инфраструктуры обращения с отходами, в первую очередь с ТКО, путем привлечения долгосрочных частных инвестиций.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»