(в ред. Указа Главы Республики Крым от 06.05.2022 N 94-У)
Под пропускной способностью охотничьего угодья принято понимать количество охотников, которые могут посетить данное хозяйство за один день или за один сезон. Следует разграничивать территориальную и биологическую (фактическую) пропускную способность хозяйства.
Фактическая пропускная способность - максимальное количество охотников, которые могут охотиться в угодьях, исходя из общего количества животных, разрешенных к отстрелу, и установленных для одного охотника норм добычи (суточных или сезонных). Для каждого вида охотничьих ресурсов в одном и том же хозяйстве фактическая пропускная способность будет различной, причем она может довольно существенно меняться со временем, что зависит от состояния и количественных показателей популяций охотничьих ресурсов.
Территориальная пропускная способность хозяйства - это максимальное количество охотников, которые могут одновременно охотиться на его территории, не мешая друг другу и не нарушая технику безопасности. Данный вид пропускной способности зависит лишь от площади угодий и вида охоты, но не зависит от обилия дичи.
Если территориальная или биологическая пропускная способность хозяйства будут различаться, то при планировании охоты за основу необходимо принимать меньшую из них.
Важнейшим аспектом нормирования территориальной пропускной способности угодий является соблюдение техники безопасности. Количество охотников, одновременно производящих охоту в угодье, должно быть таковым, чтобы не создавалась угроза ранения при стрельбе по дичи.
Для практических расчетов используются данные не о предельной, а об опасной дальности полета, которые, как правило, несколько меньше аналогичных предельных значений. Следует учитывать, что крупная дробь и картечь, в отличие от мелких номеров, сохраняют опасность для человека и на дистанциях полета, близких к предельным.
Пунктом 14 Типовых правил по технике безопасности при обращении с охотничьим оружием и проведении охот с применением охотничьего огнестрельного оружия на территории РСФСР, утвержденных Главохотой РСФСР 5 мая 1983 года, определено, что пули, выпущенные из гладкоствольного оружия, опасны на расстоянии одного километра, картечь - на расстоянии 400 - 500 метров, крупные номера дроби - до 200 - 300 метров. Ориентировочная предельная дальность полета различных номеров дроби и картечи представлена в таблице 5.1.
Учитывая наиболее часто применяемые при добыче различных видов охотничьих ресурсов номера дроби (картечи или пуль), можно провести расчет опасных расстояний стрельбы, которые должны быть учтены при расчетах норм пропускной способности одних и тех же угодий для различных видов охоты.
Таблица 5.1. Предельная дальность полета дроби и картечи
N дроби | Диаметр, мм | Наибольшая дальность полета, м | N дроби | Диаметр, мм | Наибольшая дальность полета, м | |
9 | 2 | 200 | 1 | 4 | 400 | |
7 | 2,5 | 250 | 2/0 | 4,5 | 450 | |
5 | 3 | 300 | 4/0 | 5 | 500 | |
3 | 3,5 | 350 | Картечь | 6 | 600 |
Различные (одиночные или коллективные) способы осуществления охоты предполагают неукоснительное выполнение определенных организационных требований, в том числе и требований техники безопасности в соответствии с пунктами 2, 3 приказа Минприроды Российской Федерации "Об утверждении требований охотничьего минимума" [44]. В связи с этим для каждого вида охоты необходимо принимать во внимание предельную дальность полета снарядов (пуль, дроби), применяемых при охоте на различные виды охотничьих ресурсов.
Предельная дальность полета пуль, выпущенных из дробового ружья под большим углом возвышения (40 - 50°), достигает 1000 - 1500 м. При такой стрельбе пуля на излете может контузить или ранить человека, если попадет, например, в лицо.
Нужно распределить в угодьях охотников на безопасном расстоянии один от другого, если производится условно "пассивная" охота из укрытия. В случае если производится ходовая охота, ее участники часто не знают, где в данный момент находятся другие охотники, а следовательно, норматив для ходовой охоты должен быть значительно увеличен.
В Республике Крым нормы пропускной способности охотничьих угодий на момент начала разработки настоящей Схемы были определены приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым [45].