(с изменениями на 9 февраля 2018 года)
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 09.02.2018 N 60)
В соответствии с федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года N 864, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьями 28, 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым", Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Крым, утвержденным постановлением Совета министров Республики Крым от 19 августа 2014 года N 272, Перечнем государственных программ Республики Крым, утвержденным распоряжением Совета министров Республики Крым от 8 сентября 2015 года N 808-р, Совет министров Республики Крым постановляет:
Утвердить прилагаемую Государственную программу Республики Крым "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Крым на 2016 - 2020 годы"
Глава Республики Крым,
Председатель Совета министров
Республики Крым
С.АКСЕНОВ
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым -
руководитель Аппарата Совета министров
Республики Крым
Л.ОПАНАСЮК
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ "ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ НА 2016 - 2020 ГОДЫ"
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 09.02.2018 N 60)
Наименование программы | Государственная программа Республики Крым "Повышение безопасности дорожного движения в Республике Крым на 2016 - 2020 годы" (далее - Программа) |
Ответственный исполнитель Программы | Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым |
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 09.02.2018 N 60) | |
Соисполнители Программы | Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым (по согласованию); Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; Министерство транспорта Республики Крым |
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 09.02.2018 N 60) | |
Участники Программы | Министерство транспорта Республики Крым; Управление Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Крым (по согласованию); Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым; органы местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; Государственный комитет дорожного хозяйства Республики Крым |
(в ред. Постановления Совета министров Республики Крым от 09.02.2018 N 60) | |
Подпрограммы | Отсутствуют |
Программно-целевые инструменты | Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года N 864 |
Цель Программы | Сокращение числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, к 2020 году на 18,0 процента по сравнению с 2015 годом |
Задачи Программы | Создание элементов обустройства на улично-дорожной сети и на автомобильных дорогах общего пользования регионального, межмуниципального и местного значения; формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах; повышение культуры вождения |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях; социальный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 100 тыс. населения); транспортный риск (число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, на 10 тыс. транспортных средств); количество приобретенных мобильных автогородков; количество построенных автогородков; количество приобретенных комплектов оборудования "Детский автогородок" для помещений; количество приобретенных и распространенных световозвращающих приспособлений среди воспитанников детских садов и учащихся младших классов образовательных учреждений; охват детей, привлеченных к проведению массовых мероприятий с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и обучению безопасному участию в дорожном движении |
Этапы и сроки реализации Программы | 2016 - 2020 годы. Программа реализуется в один этап |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 7192,56 млн руб., в том числе из средств федерального бюджета - 1466,36 млн руб., из средств бюджета Республики Крым - 5426,20 млн руб., из внебюджетных источников - 300,0 млн руб., а именно по годам реализации: из средств федерального бюджета: 2016 г. - 147,86 млн рублей; 2017 г. - 282,89 млн рублей; 2018 г. - 774,07 млн рублей; 2019 г. - 48,23 млн рублей; 2020 г. - 22,03 млн рублей; из средств бюджета Республики Крым: 2016 г. - 6,10 млн рублей; 2017 г. - 1060,29 млн рублей; 2018 г. - 1555,07 млн рублей; 2019 г. - 1533,63 млн рублей; 2020 г. - 1271,11 млн рублей; из внебюджетных источников: 2016 г. - 100 млн рублей; 2017 г. - 200 млн рублей |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Реализация мероприятий Программы позволит к 2020 году по сравнению с 2015 годом: сократить число лиц, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, с 343 до 281 чел.; сократить число детей, погибших в дорожно-транспортных происшествиях (далее - ДТП), с 11 до 0 чел.; снизить социальный риск (число лиц, погибших в ДТП) с 18,1 до 14,4 чел. (на 100 тысяч населения); снизить транспортный риск (число лиц, погибших в ДТП) с 21,1 до 18,1 чел. (на 10 тысяч транспортных средств) |
Безопасность дорожного движения является одной из важных социально-экономических и демографических задач в Российской Федерации и Республике Крым. Аварийность на автомобильном транспорте наносит огромный материальный и моральный ущерб как обществу в целом, так и отдельным гражданам. Дорожно-транспортный травматизм приводит к исключению из сферы производства людей трудоспособного возраста. Гибнут и становятся инвалидами дети.
В настоящее время во всем мире ДТП - основная причина смертности и инвалидности людей в возрасте от 3 до 35 лет. ДТП влекут за собой ежегодные потери в размере от 1 до 3 процентов внутреннего валового продукта, а в развивающихся странах издержки от них еще выше. Для мировой экономики уже сейчас ущерб от ДТП составляет около 600 млрд евро в год. При этом если в экономически развитых странах положение дел в области безопасности дорожного движения последние 30 лет стабилизируется или даже улучшается, то в развивающихся государствах ситуация быстро ухудшается из-за резкого роста автомобильного парка и недостаточного финансирования деятельности, направленной на профилактику аварийности.
Проблема аварийности, связанной с автомобильным транспортом, в последнее десятилетие приобрела особую остроту в связи с несоответствием дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения безопасности дорожного движения и крайне низкой дисциплиной участников дорожного движения.
Дорожно-транспортная аварийность наносит огромный ущерб экономике Республики Крым.
Настоящая Программа основана на международных и федеральных правовых актах, в том числе резолюции, принятой 2 марта 2010 года на заседании 64-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, которая объявила 2011 - 2020 годы десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения, концепции федеральной целевой программы "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах" (далее - ФЦП "ПБДД"), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 года N 864.
Структура мероприятий и показателей (индикаторов) Программы соответствует ФЦП "ПБДД".
К основным факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в Республике Крым, следует отнести:
массовое пренебрежение участниками дорожного движения требованиями безопасности дорожного движения, недостаточную поддержку мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения со стороны общества, недостаточный уровень подготовки водителей, приводящий к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительную дисциплину, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными средствами; недостатки технического обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения, в первую очередь несоответствие технического уровня дорожного хозяйства, транспортных средств, средств организации дорожного движения современным требованиям, отставание в системах связи, приводящее к позднему обнаружению ДТП и оказанию экстренной медицинской помощи пострадавшим.
В 2015 году на территории Республики Крым зарегистрировано 1765 (+14,4%, 2014 - 1543) ДТП, в которых 343 (+17,1%, 2014 - 293) человека погибли и 2330 (+19,0%, 2014 - 1958) получили ранения. Социальный риск составил 18,1 чел., транспортный риск - 21,1 чел.
Половина всех ДТП (920, или 52,7%) в 2015 году произошла в городах и иных населенных пунктах, в которых погибли 116 чел. и 1078 травмированы. При этом каждое пятое ДТП зарегистрировано в г. Симферополе.
На автомобильных дорогах совершено 757 ДТП (43,3%), в которых погибли 214 чел. и 1114 травмированы.
В структуре аварийности преобладают столкновения автомобильных транспортных средств (далее - АМТС) (648 ДТП, или 37,1%). Более трети всех ДТП с пострадавшими (36,6%) приходится на наезды на пешеходов (639 ДТП). Более чем каждое десятое ДТП (10,4%) является наездом на препятствие (181 ДТП). Доля остальных видов ДТП от общего их количества не превышает 10% (опрокидывания - 129 ДТП, или 7,4%, наезды на стоящие ТС - 36 ДТП, или 2,1%).
В 639 ДТП, связанных с наездами на пешеходов, погибли 125 и получили ранения 544 человека. В зоне действия пешеходных переходов зарегистрировано 166 ДТП с участием пешеходов (26% от общего числа наездов на пешеходов), в результате которых погибли 25 человек и 151 получил ранения.
В 2015 году зарегистрировано 1469 нарушений правил дорожного движения со стороны водителей, являющихся причинами или сопутствовавших ДТП. При этом наиболее массовыми нарушениями Правил дорожного движения (далее - ПДД) являются: несоблюдение очередности проезда (242, удельный вес - 16,5%), выезд на полосу встречного движения (209, доля - 14,2%), нарушение правил проезда пешеходных переходов (146, доля - 9,9%), превышение установленной скорости движения (52, доля - 3,5%), нарушение правил обгона (16, доля - 1,1%) и нарушение требований сигналов светофора (15, доля - 1,0%).
В 2015 году с участием водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, зарегистрировано 172 ДТП (удельный вес таких ДТП в общем массиве аварийности составил 11,7%), в результате которых погибли 39 и получили ранения 256 человек.
В 2015 году на дорогах Республики Крым совершено 205 ДТП с участием детей, в которых погибли 11 и получили ранения 218 несовершеннолетних. Из них 96 ДТП с участием детей-пешеходов, в которых погибли 3 ребенка и 96 получили ранения. По итогам 2015 года удельный вес детского дорожно-транспортного травматизма в общем массиве аварийности составил 11,7%.
Необходимость разработки и реализации настоящей Программы обусловлена следующими причинами:
социально-экономическая острота проблемы;
межотраслевой и межведомственный характер проблемы;
необходимость привлечения к решению проблемы федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым и общественных институтов.
Государственная поддержка на федеральном уровне позволит более эффективно решать проблемы безопасности дорожного движения в Республике Крым.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения ДТП, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики ДТП и снижения тяжести их последствий;
координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым в области обеспечения безопасности дорожного движения;
реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, снижающих смертность в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году и повышающих эффективность системы обеспечения безопасности дорожного движения, обеспечивающей конституционную защиту прав и свобод человека и гражданина России.
Целью Программы является сокращение числа лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2020 году на 62 чел. (18,0 процента) по сравнению с 2015 годом.
Условиями достижения цели Программы является решение следующих задач:
создание системы пропагандистского воздействия на население с целью формирования негативного отношения к правонарушениям в сфере дорожного движения;
формирование у детей навыков безопасного поведения на дорогах;
повышение культуры вождения;
оснащение системами автоматического контроля и выявления нарушений ПДД на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения и вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, а также автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения;
повышение обустройства автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями по безопасности дорожного движения;