Действующий

О внесении изменений в постановление Совета министров Республики Крым от 10 февраля 2015 года N 33

1. Сфера реализации Программы, основные проблемы, оценка последствий инерционного развития и прогноз ее развития

     Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 2014 года N 147 "О признании Республики Крым", учитывая волеизъявление народов на общекрымском референдуме, состоявшемся 16 марта 2014 года, Республика Крым признана суверенным и независимым государством.

     Современное жилищно-коммунальное хозяйство Республики Крым - это многоотраслевой комплекс, который включает в себя взаимозависимые, но в то же время и достаточно автономные предприятия и организации производственной сферы. Потребителями услуг жилищно-коммунального комплекса Республики Крым являются практически все население Республики Крым, социальная сфера и хозяйствующие субъекты экономики Республики Крым.

     Состояние жилищно-коммунальной инфраструктуры Республики Крым характеризуется высоким уровнем износа, низкими коэффициентами полезного действия, большими потерями ресурсов.

     Услуги централизованного водоснабжения и водоотведения предоставляются в 86 населенных пунктах, в том числе городах: Алушта, Бахчисарай, Белогорск, Джанкой, Евпатория, Красноперекопск, Керчь, Саки, Симферополь, Судак, Феодосия, где проживает 937,5 тыс. человек.

     В настоящее время уровень износа объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры составляет в среднем 90,0 процентов. Износ водопроводных сетей в Республике Крым составляет 89,0 процентов, износ водопроводных сооружений превышает 80,0 процентов.

     Мощность некоторых очистных сооружений уже недостаточна для обеспечения потребности населения Республики Крым в воде. Оборудование на очистных сооружениях морально и физически устарело, требует реконструкции и ремонта. Износ и технологическая отсталость объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры связаны с проводимой в предыдущие годы тарифной политикой, которая не обеспечивала реальных финансовых потребностей организаций жилищно-коммунального комплекса в модернизации объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры, не формировала стимулы к сокращению финансовых затрат. Административные принципы управления жилищно-коммунальной инфраструктурой сформировали систему, при которой у организаций жилищно-коммунальной отрасли Республики Крым отсутствуют стимулы к повышению эффективности производства и снижению издержек. Несовершенство процедур тарифного регулирования и договорных отношений в жилищно-коммунальной сфере Республики Крым формирует высокие инвестиционные риски и препятствует привлечению средств внебюджетных источников в данный сектор экономики Республики Крым.

     Решение вышеуказанных вопросов возможно путем выполнения трех этапов:

     1) развитие, модернизация или реконструкция систем водоснабжения и водоотведения, в частности:

     планирование развития территории путем разработки общей схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым;

     внедрение станций и установок доочистки питьевой воды в системах централизованного водоснабжения, в том числе в муниципальных образованиях Республики Крым;

     строительство и / или восстановление водопроводов в муниципальных образованиях Республики Крым, которые не обеспечены системами централизованного водоснабжения;

     строительство, модернизация или реконструкция водоводов, распределительных сетей, насосных станций и резервуаров в системах централизованного водоснабжения;

     совершенствование работы системы водохранилищ, заполняемых из Северо-Крымского канала с диверсификацией объемов подаваемой по нему воды;

     определение качества и количества подземных вод, проведение оценки возможности их применения, в том числе во время смешивания с поверхностными водами, а также установление запрета на использование качественной подземной воды для полива и технического водоснабжения на территориях, обеспеченных системами централизованного водоснабжения;

     реализация мероприятий по обеспечению требований по надлежащему контролю за качеством подаваемой питьевой воды потребителям;

     2) охрана природы и объектов питьевого водоснабжения и водоотведения, в частности:

     упорядочение зон санитарной охраны;

     строительство, модернизация или реконструкция сооружений для механической и биологической очистки сточных вод, внедрения современных методов обработки и утилизации осадков;

     строительство, модернизация или реконструкция канализационных сетей, коллекторов и глубоководных выпусков очищенных сточных вод;

     строительство, модернизация или реконструкция систем канализации в муниципальных образованиях Республики Крым с целью использования очищенных сточных вод для полива и орошения;

     3) повышение эффективности использования материальных и энергетических ресурсов, в частности:

     оснащение объектов централизованного питьевого водоснабжения средствами учета потребления воды с целью перехода на расчеты за фактически потребленный объем питьевой воды;

     внедрение систем автоматизации процессов очистки, подачи и распределения питьевой воды;

     проведение аудита функционирования насосных станций;

     внедрение систем повторного использования промывных вод на фильтровальных сооружениях водоочистных станций;

     внедрение энергосберегающих мероприятий;

     реконструкция котельных;

     снижение потерь воды в сетях централизованного отопления;

     внедрение технологий и оборудования с применением альтернативных источников энергии в системах водоснабжения и водоотведения.

     Комплексный программно-целевой механизм решения указанных социально- экономических задач Республики Крым выполнен в соответствии с федеральной целевой программой "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 2014 года N 790, позволяющей сконцентрировать и согласовать финансовые, материальные и трудовые ресурсы в целях их наиболее эффективного использования, обеспечивающих согласованность решений федеральных и региональных задач, что позволит достичь требуемого конечного результата в установленные сроки.

     Сферы тепло-, водоснабжения и водоотведения являются одними из самых важных систем жизнеобеспечения населения. На протяжении последних десятилетий данным сферам не оказывалось должного внимания, что привело к значительному износу сетей и оборудования систем водоснабжения, водоотведения и коммунальной энергетики. Аварийность тепловых сетей составляет 87 %, сетей водоснабжения - 60 %, водоотведения - 63 %.

     Для работы в данной отрасли предприятия используют морально устаревшую и требующую постоянного ремонта спецтехнику, что приводит к значительным затратам и ухудшению качества услуг, оказываемых населению. Закупка спецтехники для указанных предприятий осуществлялась в 70-х годах XX века.

     Кроме того, обеспечение нормальных условий для движения транспорта по дорогам и создание санитарных условий проживания населения требует постоянного поддержания дорожных покрытий в чистоте, а в зимнее время - необходимо сгребать и подметать снег, а также обрабатывать дорожные покрытия противогололедным материалом.

     Однако, в большинстве муниципальных образованиях Республики Крым отсутствует специализированная техника для всесезонного содержания дорог с асфальтовым и бетонным покрытием.

     С целью улучшения состояния окружающей природной среды, обеспечения полноценного обслуживания в сфере благоустройства и уборки территорий населенных пунктов республики, а также своевременного проведения аварийно-ремонтных работ в сфере жилищно-коммунального хозяйства необходимо приобретение специализированной техники для нужд жилищно-коммунального хозяйства.

     Сегодня проблема благоустройства придомовой территории является одной из самых важных. На территории Республики Крым расположено более 15000 многоквартирных домов, придомовая территория большинства из которых не благоустроена должным образом. Детских площадок, соответствующих стандартам Российской Федерации, на территории Республики Крым практически нет. Большинство из них были установлены в период Советского Союза и в настоящее время находятся в неудовлетворительном состоянии. Есть ряд жилых районов, в которых детские площадки вообще не оборудованы.

     Вопрос обеспечения муниципальных образований Республики Крым коммунальной спецтехникой, а также оборудования детских игровых площадок в населенных пунктах республики имеет высокую социальную направленность и его решение позволит значительно улучшить благоустройство городских и сельских поселений и условия проживания граждан.

     В Республике Крым в 2015 году уровень возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг по установленным для населения тарифам составил 86%.

     В результате недостаточного уровня возмещения затрат действующими тарифами на предприятиях постоянно увеличивается задолженность по разнице в тарифах для населения.

     В 2015 году возмещение разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения осуществлялось в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 26 июня 2015 года N 351.

     Указанные средства в соответствии с условиями Соглашений о финансовом обеспечении мероприятий по возмещению разницы между экономически обоснованным уровнем тарифов регулируемых организаций и тарифами для населения за оказанные услуги в сфере водоснабжения и теплоснабжения были направлены регулируемыми организациями на определенные цели финансово-хозяйственной деятельности, в частности, теплоснабжающими предприятиями - на погашение долга за природный газ и услуги по его транспортировке, за потребленную электроэнергию и на погашение налоговых обязательств.

     В 2016 году в бюджете Республики Крым предусмотрены расходы на финансовое обеспечение мероприятий по возмещению разницы в тарифах на услуги тепло-, водоснабжения и водоотведения, предоставляемые населению, в объеме 1,4 млрд. руб.

     Вопросы погашения задолженности всех групп потребителей за предоставленные жилищно-коммунальные услуги и предприятий жилищно-коммунального комплекса - за потребленные энергоносители находятся на постоянном контроле.

     Состояние многоквартирного жилищного фонда на территории Республики Крым имеет прогрессирующую тенденцию к росту его физического износа.

     На протяжении последних двух десятилетий не проводились мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также объемы выполнения капитального ремонта жилья реализовывались на уровне до 8-12 % от нормативных потребностей.

     Не обеспечивается решение вопросов замены (модернизации) лифтов со сроком эксплуатации более 25 лет. Удельный вес таких лифтов в жилищном фонде достиг 30,6 %.

     Практически полное отсутствие планирования в бюджетах всех уровней расходов на проведение капитальных работ по ремонту многоквартирных домов, общежитий и домов, использовавшихся до марта 2014 года в качестве общежитий и сохранивших данный статус на территории Республики Крым, явилось причиной их неудовлетворительного технического состояния.

     Вопрос обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, капитальному ремонту многоквартирных домов, общежитий и домов, использовавшихся до марта 2014 года в качестве общежитий и сохранивших данный статус на территории Республики Крым, имеет высокую социальную направленность и его решение позволит значительно улучшить условия проживания граждан, обеспечить сохранность жилищного фонда и надлежащее его использование.

     Программа разработана в целях объединения и координации деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым по реализации мероприятий, связанных с обеспечением благоприятных условий проживания населения Республики Крым и реализации государственных полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства.