В соответствии со статьей 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года N 5-ЗРК "О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым" Совет министров Республики Крым
постановляет:
Внести изменения в постановление Совета министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 543 "Об утверждении Государственной программы Республики Крым "Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым" на 2015-2017 годы", изложив приложение к нему в новой редакции (прилагается).
Глава Республики Крым, Председатель
Совета министров Республики Крым
С. Аксенов
Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым - руководитель Аппарата
Совета министров Республики Крым
Л. Опанасюк
г. Симферополь
20 июля 2015 года
N 412
Государственная программа Республики Крым "Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым" на 2015-2017 годы
Ответственный исполнитель Программы | Министерство транспорта Республики Крым |
Соисполнители Программы | - |
Участники Программы | Министерство труда и социальной защиты Республики Крым; |
Государственный комитет по ценам и тарифам Республики Крым; | |
Органы местного самоуправления Республики Крым | |
Подпрограммы Программы | - |
Программно-целевые инструменты | Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" |
Цели Программы | - развитие транспортного комплекса Республики Крым, его модернизация, доведение до соответствия требованиям международных стандартов с целью обеспечения высоким качеством транспортных услуг, способных повлиять на улучшение социально-экономического состояния и конкурентоспособности экономики Республики Крым, развитие международного туризма; |
- повышение безопасности дорожного движения, комфортности и экономичности при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом; | |
- улучшение транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог; | |
- обеспечение сети развития автомобильных дорог, повышение их конкурентоспособности с целью обеспечения транзитных перевозок; | |
- развитие сети автомобильных дорог на основных туристических маршрутах Крыма с целью развития автотуризма; | |
- эффективная реализация транзитного потенциала Республики Крым; | |
- оптимизация расходов транспортного комплекса Республики Крым; | |
- улучшение инвестиционного климата в транспортной отрасли; | |
- обеспечение повышения производительности труда, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест на предприятиях транспортной отрасли. | |
Задачи Программы | - ремонт и содержание путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования); |
- повышение качества обслуживания пассажиров на автотранспорте; | |
- обеспечение устойчивого функционирования системы пассажирского транспорта; | |
- формирование (развитие) единой автодорожной сети с круглогодичной доступностью для населения; | |
- формирование новых автотранспортных коридоров, обеспечивающих реализацию международных и межрегиональных транспортных связей, проходящих по территории Республики Крым; | |
- обеспечение транспортной безопасности; | |
- обеспечение безопасности дорожного движения; | |
- улучшение инвестиционного и инновационного климата в транспортной отрасли. | |
Целевые индикаторы и показатели Программы по годам ее реализации | - протяженность капитально отремонтированных автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым; |
- капитальный ремонт 1316,85 км. автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, что составит почти 21,15 % от общего километража автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, требующих капитального ремонта; | |
- доля протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения, не отвечающих нормативным требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального значения; | |
- рост производительности труда на предприятиях транспортной отрасли Республики Крым; | |
- статистический учет количества граждан льготной категории, пользующихся общественным транспортом; | |
- доля транспортных средств бюджетных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, которые оснащены аппаратурой спутниковой навигации, к общему количеству транспортных средств бюджетных организаций, осуществляющих пассажирские перевозки; | |
- доля открытых пунктов пропуска в общем количестве установленных в Крымском федеральном округе пунктов пропуска; | |
- степень готовности мероприятия по строительству объектов портовой инфраструктуры Республики Крым; | |
- степень готовности мероприятия, направленного на обеспечение постоянного транспортного сообщения с материковой частью Российской Федерации | |
Этапы и сроки реализации Программы | 2015-2017 годы |
Программа реализуется в один этап | |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | - общий объем финансирования Программы составляет 90090,93 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета - 49791,27 млн. руб., из средств бюджета Республики Крым - 40299,66 млн. руб., а именно по годам реализации: |
из средств федерального бюджета: | |
2015 г. - 16470,17 млн. рублей; | |
2016 г. - 13835,57 млн. рублей; | |
2017 г. - 19485,53 млн. рублей; | |
из средств бюджета Республики Крым: | |
2015 г. - 3699,96 млн. рублей; | |
2016 г. - 18714,1 млн. рублей; | |
2017 г. - 17885,6 млн. рублей. | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - обеспечение требуемого уровня безопасности и качества обслуживания пассажиров; |
- рост востребованности общественного транспорта, устойчивый рост пассажиропотока; | |
- обеспечение транспортной доступности; | |
- увеличение пропускной способности аэропорта; | |
- инновационное развитие транспортной отрасли (приобретение и установка валидаторов на общественный транспорт); | |
- капитальный ремонт 1316,85 км. автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, что составит почти 21,15 % от общего километража автомобильных дорог общего пользования Республики Крым, требующих капитального ремонта |
Государственная программа Республики Крым "Развитие транспортно-дорожного комплекса Республики Крым" на 2015-2017 годы (далее - Программа) подготовлена с учетом роли и места транспорта в решении приоритетных задач социально-экономического развития Республики Крым на период до 2020 года.
Республика Крым имеет развитую транспортную инфраструктуру, которая обеспечивает вхождение республики в ведущие транспортные коридоры мира и рынок транзитных перевозок.
Выгодное географическое положение, специфика территориальной организации хозяйства, природные условия способствовали развитию в Республике Крым различных видов транспорта: морского, железнодорожного, автомобильного и воздушного, составляющих единую логистическую систему.
Транспорт является одной из базовых отраслей Республики Крым, обеспечивающей функционирование и жизнедеятельность полуострова. Транспортная отрасль является одной из составляющих инфраструктуры экономики Республики Крым и самым прямым образом влияет на динамичность и эффективность социально-экономического развития Республики Крым в качестве субъекта Российской Федерации. Развитие отрасли направлено на создание условий для улучшения качества жизни населения, проживающего на полуострове, а также привлечения отдыхающих на территорию Республики Крым, таким образом, способствуя развитию рекреационной составляющей полуострова. Основной задачей транспортного комплекса является: обеспечение субъектов хозяйствования, населения и рекреантов (отдыхающих) качественными транспортными услугами.
С 2011 года наблюдается снижение объемов перевезенных грузов: на 8 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 11 % в 2012 году по сравнению с 2011 годом. В 2013 году, благодаря увеличению грузовых перевозок автомобильным транспортом на 7% по сравнению с 2012 годом, общий объем грузоперевозок всех видов транспорта увеличился на 4 % в 2013 году по сравнению с 2012 годом. Наблюдается устойчивое увеличение пассажирооборота в последние годы на 13 % в 2011 году по сравнению с 2010 годом, на 0,1% в 2012 году по сравнению с 2011 годом, на 10 % в 2013 году по сравнению с 2012 годом (всеми видами транспорта, кроме железнодорожного, и в 2013 году морского и электротранспорта).
К сожалению, в последние годы не уделялось должного внимания вопросам модернизации транспортной инфраструктуры. Общими проблемами для всех видов транспорта является высокий уровень износа основных производственных фондов, в первую очередь, подвижного состава, а также недостаточные объемы инвестиций в технико-технологическую модернизацию и развитие данной отрасли.
Основу железнодорожной сети региона составляют отрезки проходящих через него магистралей с двумя основными узлами - Симферополем и Джанкоем. Эксплуатационная длина главных железнодорожных путей составляет 773 км, электрифицированных путей - 691,3 км.
Сеть железных дорог имеет значительное количество участков и станций, мощности которых не отвечают текущим и перспективным потребностям в перевозках, имеют высокую степень изношенности, их технический уровень не соответствует современным требованиям, что значительно сдерживает экономическое и социальное развитие регионов Республики Крым. В наличии большая протяженность неэлектрифицированных и одноколейных направлений. Парк локомотивов и грузовых вагонов также крайне изношен. В связи с этим уровень эксплуатационных расходов железнодорожного транспорта остается высоким. Медленно осваиваются прогрессивные технологии перевозок.
Протяженность автомобильных дорог, в том числе с твердым покрытием, за период с начала 2000 года увеличивалась незначительно: на 0,6 % до 2005 года, на 0,3% до 2009 года (без изменений в 2010 году) и на 0,4 % в 2011 году (без изменений в 2012 году). В настоящее время протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Республики Крым составляет 6 266,8 километра, а их плотность - 245,1 километра на 1 тыс. кв. километров. Общая протяженность дорог общего пользования местного значения составляет 8504,7 км. В структуру дорожного комплекса Республики Крым входят 349 мостов и путепроводов общей протяженностью 8 388 погонных метров.
Особенности геологического строения Республики Крым обусловили большое количество оползней, что периодически приводит к разрушению автомобильных дорог и прерыванию сообщения между населенными пунктами. В среднем на 1 км автодороги в пределах Южного берега приходится 1,5 оползня средней протяженностью 150-200 м. В настоящее время зарегистрировано 8 оползневых участков, на которых существует угроза возникновения чрезвычайных ситуаций. Наиболее аварийноопасная ситуация сложилась на участке дороги Харьков - Симферополь - Алушта - Ялта, трех участках автодороги Ялта - Севастополь, двух участках автодороги Гончарное - Ялта.
Следует отметить, что автомобильные дороги в Республике Крым на 90% находятся в неудовлетворительном состоянии по следующим причинам:
- основное свое развитие дорожная сеть Республики Крым получила в 60-х - 80-х годах прошлого столетия. По причине постоянного недофинансирования государством Украина автодороги (региональные или межмуниципальные) интенсивно эксплуатировались без капитальных ремонтов по пять лет и более межремонтных сроков, что в настоящее время не соответствует требованиям Федерального закона от 08 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- на сегодняшний день значительно увеличивается интенсивность движения, а также активно используются тяжеловесные грузовые перевозки с превышением нормативных параметров, что ведет к сокращению срока эксплуатации дорожного покрытия и его преждевременному разрушению.
Комплексная реконструкция транспортных автомагистралей, а также развитие сети автомобильных дорог Республики Крым даст возможность реализовать транспортный потенциал региона.
Составной частью транспортного комплекса Республики Крым является экологически чистый электротранспорт.
Общая длина троллейбусных маршрутов Республики Крым - 368,2 км. В Республике Крым действует уникальный (не только в стране, но и в Европе) горный троллейбусный маршрут, соединяющий город Симферополь с городами Алушта и Ялта.
Троллейбусные перевозки городского сообщения осуществляются в городах Симферополь, Алушта, Ялта, Керчь.
Показатель протяженности троллейбусных линий (в однопутном вычислении) повышался до 2009 года. С 2009 года вплоть до 2012 года данный показатель сохранялся на уровне 2009 года. Показатель протяженности трамвайных путей (в однопутном вычислении) остается неизменным с середины 90-х годов.
Автомобильный транспорт - одна из значительных составляющих транспортного комплекса региона. Автоперевозчики Республики Крым осуществляют грузовые перевозки (коммерческие и для собственных нужд) и пассажирские перевозки на городских, пригородных и междугородных маршрутах, обеспечивают жизнедеятельность Республики Крым в производственной и непроизводственной сферах.
В структуре пассажирских автобусных перевозок на междугородных и пригородных маршрутах высокий удельный вес автобусов малой и средней вместимости, что не соответствует спросу населения, а также снижает качество и комфортность перевозок, негативно отражается на экологической обстановке, загруженности дорог и автостанций.