(с изменениями на 26 июня 2023 года)
(в ред. Законов Республики Крым от 28.06.2016 N 253-ЗРК/2016, от 28.06.2016 N 262-ЗРК/2016, от 23.11.2016 N 310-ЗРК/2016, от 29.12.2016 N 328-ЗРК/2016, от 30.12.2016 N 347-ЗРК/2016, от 23.10.2017 N 418-ЗРК/2017, от 30.05.2018 N 503-ЗРК/2018, от 01.11.2018 N 536-ЗРК/2018, от 01.04.2019 N 584-ЗРК/2019, от 30.06.2020 N 93-ЗРК/2020, от 12.08.2022 N 313-ЗРК/2022, от 19.12.2022 N 362-ЗРК/2022, от 23.01.2023 N 392-ЗРК/2023, от 26.06.2023 N 451-ЗРК/2023)
Принят
Государственным Советом
Республики Крым
26 июня 2015 года
Настоящий Закон направлен на правовое регулирование некоторых вопросов в области жилищных отношений в части обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Крым, жилыми помещениями.
(в ред. Закона Республики Крым от 01.11.2018 N 536-ЗРК/2018)
1. Основные понятия в настоящем Законе используются в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. В целях настоящего Закона также применяются следующие основные понятия:
1) коммунальная квартира - это квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и (или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры) и инженерное оборудование в местах общего пользования;
2) комната коммунальной квартиры - часть коммунальной квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в коммунальной квартире;
3) помещения общего пользования в коммунальной квартире - помещения вспомогательного использования, в том числе кухня, внутриквартирный коридор, передняя, санитарно-гигиенические помещения, иные подсобные помещения, предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в коммунальной квартире.
Законодательство Республики Крым в области жилищных отношений основывается на Конституции Российской Федерации, Жилищном кодексе Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти и состоит из настоящего Закона, иных законов Республики Крым, нормативных правовых актов Республики Крым и нормативных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым (далее - органы местного самоуправления).
1. Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2. На учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются:
1) граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным главой 3 настоящего Закона;
2) иные определенные федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым категории граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом Республики Крым основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
1. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется путем:
1) принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
2) ведения очереди граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;
3) снятия граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учета.
2. Учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, ведется в расположенных на территории Республики Крым:
1) городских округах;
2) поселениях, входящих в составы муниципальных районов.
Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение этого учета.
3. Ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется:
1) в журнале регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - журнал регистрации заявлений граждан о принятии на учет);
2) в делах учета граждан, подавших заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - дела учета граждан, подавших заявления о принятии на учет);
3) в книгах учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - книги учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях);
4) в списках граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях);
5) в делах учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - дела учета граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
1. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется на основании заявления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - заявление о принятии на учет).
2. Заявления о принятии на учет подаются гражданами при наличии оснований для признания их нуждающимися в предоставляемых по договорам социального найма жилых помещениях.
Заявления о принятии на учет в соответствии с законодательством подаются гражданами в осуществляющие ведение учета граждан органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых проживают соответствующие граждане, либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) в соответствии с заключенными ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашениями о взаимодействии.
В случаях и порядке, установленных федеральным законодательством, граждане могут подать заявление о принятии на учет не по месту своего жительства.
3. Граждане, совместно проживающие с членами семьи, подают заявление о принятии на учет от имени всех совместно проживающих членов семьи.
Заявления о принятии на учет подписывают подающие их граждане и совместно проживающие с ними совершеннолетние и дееспособные члены семьи.
Граждане, подающие заявления о принятии на учет, предъявляют паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, подающего заявление о принятии на учет.
Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
4. В заявлении о принятии на учет должны содержаться сведения, предусмотренные в статье 6 настоящего Закона. Форма заявления о принятии на учет утверждается органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Граждане, подающие заявления о принятии на учет, прилагают к ним документы, подтверждающие наличие оснований для предоставления по договорам социального найма жилых помещений (далее - документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет), за исключением документов, получаемых по межведомственным запросам органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от него прилагаемых к заявлениям о принятии на учет документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, с указанием их перечня и даты их получения органом местного самоуправления, в котором осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления заявления о принятии на учет через многофункциональный центр такая расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Республики Крым, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены по собственной инициативе гражданином, подающим заявление о принятии на учет.
5. Заявления о принятии на учет в течение трех рабочих дней со дня их подачи подлежат регистрации в журнале регистрации заявлений, ведение которого осуществляется в порядке, установленном статьей 9 настоящего Закона.
6. Заявления о принятии на учет и документы, являющиеся основаниями для принятия граждан на учет, рассматриваются органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и всех необходимых документов.
7. По результатам рассмотрения заявлений о принятии на учет и документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, органами местного самоуправления, в которых осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления заявления и необходимых документов принимается одно из следующих решений:
1) решение о принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - решение о принятии гражданина на учет);
2) решение об отказе в принятии одиноко проживающего гражданина или гражданина и совместно проживающих с ним членов семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - решение об отказе в принятии гражданина на учет).
8. Орган местного самоуправления, в котором осуществляется ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выдает или направляет гражданину, в отношении которого этим органом принято решение по результатам рассмотрения документов, являющихся основаниями для принятия граждан на учет, заверенную копию принятого решения в течение трех рабочих дней со дня его принятия. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр заверенная копия принятого решения направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан гражданином, подавшим заявление о принятии на учет.