Во исполнение Постановления Совета Министров Республики Крым от 23 декабря 2014 года N 550 "Об утверждении Порядка осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств бюджета Республики Крым, главными администраторами (администраторами) доходов бюджета Республики Крым, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета Республики Крым внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита", в соответствии с пунктами 3.20, 3.25, 3.28, 3.30, 3.43, 3.47, 3.49 раздела 3 Положения о Министерстве финансов Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 143
приказываю:
1. Утвердить прилагаемое Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Республики Крым.
2. Отделу обеспечения деятельности министра и по связям с общественностью (Юрченко Н.В.) разместить приказ на официальной странице Министерства финансов Республики Крым Портала Правительства Республики Крым.
3. Отделу делопроизводства и контроля за исполнением документов (Фильченко Я.Ю.) довести данный приказ до сведения заместителей министра, начальников структурных подразделений Министерства.
Министр
В. Левандовский
г. Симферополь
27 января 2015 года
N 17
Положение об организации и осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в Министерстве финансов Республики Крым
1.1. Положение организации и осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в министерстве финансов Республики Крым (далее - Положение) определяет процедуру осуществления министерством финансов Республики Крым (далее - Министерство) организации, планирования и проведения внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, оформления и рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, составления и представления отчетности о результатах внутреннего финансового аудита.
2.1. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно министром финансов Республики Крым (далее - министр), заместителями министра, иными должностными лицами Министерства, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения бюджета Республики Крым, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (далее - внутренние бюджетные процедуры).
2.2. Внутренний финансовый контроль направлен на:
- соблюдение правовых актов Министерства, регулирующих составление и исполнение бюджета Республики Крым в части расходов, доходов, источников финансирования дефицита бюджета, включая порядок ведения учетной политики (далее - внутренние стандарты);
- подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.
2.3. Объектом внутреннего финансового контроля, осуществляемого Министерством, является Министерство.
2.4. Внутренний финансовый контроль осуществляется в структурных подразделениях (управлениях, отделах) Министерства, исполняющих бюджетные полномочия.
2.5. Должностные лица структурных подразделений (управлений, отделов) Министерства осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с их должностными регламентами в отношении следующих внутренних бюджетных процедур:
1) подготовка документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта бюджета Республики Крым;
2) составление и ведение кассового плана по доходам бюджета Республики Крым, расходам бюджета Республики Крым и источникам финансирования дефицита бюджета Республики Крым;
3) составление, утверждение и ведение бюджетной росписи Министерства, сводной бюджетной росписи бюджета Республики Крым;
4) доведение показателей сводной бюджетной росписи бюджета Республики Крым до главных распорядителей средств бюджета Республики Крым;
5) утверждение лимитов бюджетных обязательств главных распорядителей средств бюджета Республики Крым;
6) составление, утверждение и ведение (исполнение) бюджетной сметы Министерства;
7) принятие и исполнение бюджетных обязательств;
8) осуществление начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей (поступления источников финансирования дефицита бюджета) в бюджет Республики Крым, пеней и штрафов по ним (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
9) принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет Республики Крым, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
10) принятие решений о зачете (об уточнении) платежей в бюджет Республики Крым (за исключением операций, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством о таможенном регулировании в Российской Федерации);
11) процедура ведения бюджетного учета, в том числе принятия к учету первичных учетных документов (составления сводных учетных документов), отражения информации, указанной в первичных учетных документах и регистрах бюджетного учета, проведения оценки имущества и обязательств, а также инвентаризаций;
12) составление и представление бюджетной отчетности Республики Крым в Совет Министров Республики Крым;
13) представление бюджетной отчетности об исполнении консолидированного бюджета Республики Крым;
14) осуществление исполнения судебных актов по искам к Республике Крым о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Республики Крым или их должностными лицами, в том числе в результате издания государственными органами Республики Крым актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Республики Крым (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидированной ответственности главных распорядителей средств бюджета Республики Крым, судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета Республики Крым.
2.6. При осуществлении внутреннего финансового контроля производятся следующие контрольные действия:
- проверка оформления документов на соответствие требованиям бюджетного законодательства, нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Крым, регулирующих бюджетные правоотношения, и внутренних стандартов;
- авторизация операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения бюджетных процедур);
- сверка данных;
- сбор и анализ информации о результатах выполнения бюджетных процедур.
Контрольные действия подразделяются на визуальные, автоматические и смешанные. Визуальные контрольные действия осуществляются без использования прикладных программных средств автоматизации. Автоматические контрольные действия осуществляются с использованием прикладных программных средств автоматизации без участия должностных лиц. Смешанные контрольные действия выполняются с использованием прикладных программных средств автоматизации с участием должностных лиц.
2.7. К методам проведения контрольных действий относятся:
- самоконтроль;
- контроль по уровню подчиненности (подведомственности).
2.8. К способам проведения контрольных действий относятся:
- сплошной способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении каждой проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры);
- выборочный способ, при котором контрольные действия осуществляются в отношении отдельной проведенной операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры).
2.9. Министерство осуществляет внутренний финансовый контроль на основании карт внутреннего финансового контроля, составляемых по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
Формирование карт внутреннего контроля осуществляется руководителем каждого структурного подразделения (управления, отдела) Министерства, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, методах контроля и периодичности контрольных действий.
Утверждение карт внутреннего контроля осуществляется в срок не позднее 20 декабря года, предшествующего планируемому.
Изменение планов внутреннего контроля осуществляется по мотивированному обращению на имя министра руководителя соответствующего структурного подразделения (управления, отдела) Министерства, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур.
Утверждение и актуализация карт внутреннего контроля осуществляется приказом Министерства.
2.10. Внутренний финансовый контроль в структурных подразделениях (отделах) Министерства осуществляется с соблюдением периодичности, методов и способов проведения контрольных действий, указанных в картах внутреннего контроля.
2.11. Самоконтроль осуществляется сплошным способом должностным лицом каждого структурного подразделения (управления, отдела) Министерства путем проведения проверки каждой выполняемой им операции на соответствие бюджетному законодательству, нормативным правовым актам Российской Федерации и Республики Крым, регулирующим бюджетные правоотношения, внутренним стандартам и должностному регламенту, а также путем оценки причин и обстоятельств (факторов), негативно влияющих на совершение операции.
2.12. Контроль по уровню подчиненности осуществляется сплошным способом руководителем структурного подразделения (управления, отдела) Министерства, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, заместителем министра, курирующим соответствующее структурное подразделение (управление, отдел), и (или) министром путем согласования ими операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).
2.13. К результатам внутреннего финансового контроля относятся выявленные недостатки и (или) нарушения при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков исков и о предлагаемых (реализованных) мерах по их устранению (далее - результаты внутреннего финансового контроля). Результаты внутреннего финансового контроля отражаются в регистрах (журналах) внутреннего финансового контроля по форме согласно приложение N 2 к настоящему Положению.
2.14 Информация о результатах внутреннего финансового контроля направляется структурными подразделениями (управлениями, отделами) Министерства, ответственным за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, министру не реже одного раза в квартал по форме согласно приложения N 3 к настоящему Положению.
2.15. Министр рассматривает информацию о результатах внутреннего финансового контроля и аудита в течение 20 рабочих дней со дня ее поступления.
По итогам рассмотрения информации о результатах внутреннего финансового контроля Руководителем принимаются решения с указанием сроков их выполнения, направленные на:
- устранение выявленных недостатков и (или) нарушений при исполнении внутренних бюджетных процедур;
- обеспечение применения эффективных автоматических контрольных действий в отношении отдельных операций (действий по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры) и (или) устранение недостатков используемых прикладных программных средств автоматизации контрольных действий, а также на исключение неэффективных автоматических контрольных действий;
- изменение карт внутреннего контроля;
- изменение внутренних стандартов;
- проведение служебных проверок и применение материальной и (или) дисциплинарной ответственности к виновным должностным лицам;
- ведение эффективной кадровой политики в отношении структурных подразделений (управлений, отделов) Министерства.
2.16. Отчетность о результатах внутреннего финансового контроля, включающая информацию о выявленных недостатках и (или) нарушениях при исполнении внутренних бюджетных процедур, сведения о причинах и об обстоятельствах рисков возникновения нарушений и (или) недостатков и о предлагаемых мерах по их устранению, составляется руководителем каждого структурного подразделения (управлениях, отделах) Министерства, ответственного за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, оформляется в виде служебной записки на имя министра, подписываемой руководителем соответствующего структурного подразделения (управления, отдела) Министерства.
Руководитель каждого структурного подразделения (управления, отдела) Министерства обеспечивает осуществление в возглавляемом им структурном подразделении учета и хранения информации о результатах внутреннего финансового контроля посредством формирования, ведения и обособленного хранения Журнала учета информации о результатах внутреннего финансового контроля, составляемого по форме согласно приложению N 3 к настоящему Положению.
3.1. Внутренний финансовый аудит осуществляется структурным подразделением (управлением, отделом) Министерства или уполномоченными должностными лицами (далее - субъект внутреннего аудита) Министерства на основе функциональной независимости. Субъект внутреннего аудита определяется приказом Министерства.
3.2. Деятельность субъекта внутреннего аудита основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и профессиональной компетентности, а также системности, ответственности и стандартизации.
3.3. Целями внутреннего финансового аудита являются:
- оценка надежности внутреннего финансового контроля и подготовка рекомендаций по повышению его эффективности;
- подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;
- подготовка предложений по повышению экономности и результативности использования средств бюджета Республики Крым.
3.4. Предметом внутреннего финансового аудита является:
совокупность финансовых и хозяйственных операций, совершенных Министерством в целях реализации своих бюджетных полномочий, а также организация и осуществление внутреннего финансового контроля.