Действующий

Об утверждении Концепции информатизации Республики Крым


1. Введение

Настоящая Концепция определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в Республике Крым (далее - региональная информатизация) на период до 2018 года.

Основными целями информатизации являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий - создание информационного общества;

выравнивание с общероссийским уровнем развития информационного общества на территории Республики Крым;

создание "информационного государства" - единой эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение доступа граждан и организаций к услугам на основе информационных и телекоммуникационных технологий;

развитие отрасли информационных технологий.

Информатизация представляет собой процесс разработки, внедрения и развития информационной инфраструктуры Республики Крым, широкомасштабного применения новейших информационных технологий, современных методов и средств сбора, обработки и хранения информации с целью обеспечения жителей и органов власти Республики Крым необходимой и достаточной информацией. Главная задача информатизации состоит в создании условий для эффективного развития информационного общества, социально-экономического развития Республики Крым.

Новые информационные технологии, современная вычислительная и коммуникационная техника, единая телекоммуникационная сеть, базы и банки данных и знаний, система подготовки высококвалифицированных специалистов обеспечивают экономический рост и являются решающим условием улучшения ситуации в Республике Крым и обеспечивают планомерное развитие практически всех областей народнохозяйственного комплекса.

К числу основных задач, требующих решения для достижения основных целей, относятся:

повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий (далее - услуги);

повышение доступности для граждан информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;

формирование и развитие единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Крым, необходимой для информационного взаимодействия;

обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в Республике Крым.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области информатизации, сформулированными в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2013 года N 2036-р, государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313.

С 2010 года одним из важнейших направлений бюджетного финансирования информатизации в субъекте Российской Федерации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, несмотря на значительные расходы, по данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, формы получения услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал) реализованы менее чем для 5,5 тысяч услуг, при этом значительная их часть неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами услуг.

Значительные расходы были понесены на внедрение информационно - коммуникационных технологий в отраслях экономики и в социальной сфере, и, прежде всего, в здравоохранении и образовании. Однако, формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти и бюджетных организаций часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий.

В Республике Крым до 2014 года отсутствовал орган государственной власти, ответственный за информатизацию, не была принята концепция информатизации.

Отсутствует юридически значимый обмен документами, использование электронной цифровой подписи осуществляется в единичных случаях.

В органах государственной власти Республики Крым одной из проблем является устаревшее материально-техническое обеспечение. Так в Министерстве культуры Республики Крым, Министерстве здравоохранения Республики Крым, Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым, муниципальных образованиях Бахчисарайского района, Белогорского района, Красногвардейского района, Первомайского района, Раздольненского района, Сакского района, Черноморского района; Джанкойском, Керченском, Симферопольском городских округах используется более 50% компьютерного парка устаревшего типа (произведены более 10 лет назад).

На сегодняшний день основные проблемы исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, требующие решения, это:

отсутствие систем электронного документооборота и электронной цифровой подписи;

отсутствие единого государственного стандарта электронного документооборота и электронной цифровой подписи;

низкий уровень информатизации отдельных областей народнохозяйственного комплекса;

низкая эффективность использования финансовых, материальных, кадровых ресурсов;

отсутствие отделов информационно-компьютерного обеспечения в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым приводит к трудностям в удовлетворении нужд в информационных ресурсах и темпах развития информатизации в муниципальных районах и городских округах, как из-за недостатков в самом структурном строении, так и через существующие проблемы с количеством и профессиональным уровнем штатных работников, особенно тех, на которых возложены дополнительные обязанности относительно рабочей поддержки технического состояния комплекса программно-технических средств;

слабый уровень компьютерной грамотности населения и недостаточный - у государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления;

низкие темпы внедрения новых методов обучения с применением современных информационно-компьютерных технологий;

отсутствие современной единой информационно-телекоммуникационной системы и единого центра обработки данных Республики Крым;

недостаточный уровень пропускной способности имеющихся каналов связи, данная проблема особенно актуальна для районов и удаленных населенных пунктов;