СОВЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 03 июня 2015 года N 492-р


Об утверждении Концепции информатизации Республики Крым

В соответствии с Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2013 года N 2516-р "О Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде", от 29 декабря 2014 года N 2769-р "Об утверждении Концепции региональной информатизации":

1. Утвердить прилагаемую Концепцию информатизации Республики Крым.

2. Исполнительным органам государственной власти Республики Крым при планировании и проведении мероприятий по информатизации, развитию использования информационно-телекоммуникационных технологий руководствоваться Концепцией информатизации Республики Крым, утвержденной пунктом 1 настоящего распоряжения.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым руководствоваться в деятельности Концепцией информатизации Республики Крым, утвержденной пунктом 1 настоящего распоряжения.

4. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Совета министров Республики Крым - министра внутренней политики, информации и связи Республики Крым Полонского Д. А.

Глава Республики Крым, Председатель
Совета министров Республики Крым
С. Аксенов

Заместитель Председателя Совета министров
Республики Крым - руководитель Аппарата
Совета министров Республики Крым
Л. Опанасюк



г. Симферополь

от 03 июня 2015 года

N 492-р

Приложение
к распоряжению Совета министров
Республики Крым от 03 июня 2015 г. N 492-р



Концепция информатизации Республики Крым на период 2018 года


1. Введение

Настоящая Концепция определяет основные цели и направления деятельности по использованию информационно-коммуникационных технологий в Республике Крым (далее - региональная информатизация) на период до 2018 года.

Основными целями информатизации являются:

повышение качества жизни граждан за счет использования информационных и телекоммуникационных технологий - создание информационного общества;

выравнивание с общероссийским уровнем развития информационного общества на территории Республики Крым;

создание "информационного государства" - единой эффективной системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение доступа граждан и организаций к услугам на основе информационных и телекоммуникационных технологий;

развитие отрасли информационных технологий.

Информатизация представляет собой процесс разработки, внедрения и развития информационной инфраструктуры Республики Крым, широкомасштабного применения новейших информационных технологий, современных методов и средств сбора, обработки и хранения информации с целью обеспечения жителей и органов власти Республики Крым необходимой и достаточной информацией. Главная задача информатизации состоит в создании условий для эффективного развития информационного общества, социально-экономического развития Республики Крым.

Новые информационные технологии, современная вычислительная и коммуникационная техника, единая телекоммуникационная сеть, базы и банки данных и знаний, система подготовки высококвалифицированных специалистов обеспечивают экономический рост и являются решающим условием улучшения ситуации в Республике Крым и обеспечивают планомерное развитие практически всех областей народнохозяйственного комплекса.

К числу основных задач, требующих решения для достижения основных целей, относятся:

повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, а также услуг, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное или муниципальное задание (заказ), с помощью информационных технологий (далее - услуги);

повышение доступности для граждан информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым;

формирование и развитие единой информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Республики Крым, необходимой для информационного взаимодействия;

обеспечение комплексного управления внедрением информационно-коммуникационных технологий в Республике Крым.

Настоящая Концепция разработана в соответствии с основными направлениями государственной политики в области информатизации, сформулированными в Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, Стратегии развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации на 2014-2020 годы и на перспективу до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2013 года N 2036-р, государственной программой Российской Федерации "Информационное общество (2011-2020 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 313.

С 2010 года одним из важнейших направлений бюджетного финансирования информатизации в субъекте Российской Федерации является обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Однако, несмотря на значительные расходы, по данным мониторинга качества предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме за 2013 год, проведенного Министерством экономического развития Российской Федерации, формы получения услуг на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) (далее - Единый портал) реализованы менее чем для 5,5 тысяч услуг, при этом значительная их часть неработоспособна, что приводит к невозможности дистанционного получения гражданами услуг.

Значительные расходы были понесены на внедрение информационно - коммуникационных технологий в отраслях экономики и в социальной сфере, и, прежде всего, в здравоохранении и образовании. Однако, формирование информационно-телекоммуникационной инфраструктуры органов государственной власти и бюджетных организаций часто осуществляется изолированно, не учитывает необходимость совместной работы информационных систем и не всегда направлено на повышение качества предоставляемых гражданам услуг. Это приводит к необоснованному росту числа используемых программно-аппаратных решений, избыточным расходам и снижает эффективность использования информационно-коммуникационных технологий.

В Республике Крым до 2014 года отсутствовал орган государственной власти, ответственный за информатизацию, не была принята концепция информатизации.

Отсутствует юридически значимый обмен документами, использование электронной цифровой подписи осуществляется в единичных случаях.

В органах государственной власти Республики Крым одной из проблем является устаревшее материально-техническое обеспечение. Так в Министерстве культуры Республики Крым, Министерстве здравоохранения Республики Крым, Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым, муниципальных образованиях Бахчисарайского района, Белогорского района, Красногвардейского района, Первомайского района, Раздольненского района, Сакского района, Черноморского района; Джанкойском, Керченском, Симферопольском городских округах используется более 50% компьютерного парка устаревшего типа (произведены более 10 лет назад).

На сегодняшний день основные проблемы исполнительных органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, требующие решения, это:

отсутствие систем электронного документооборота и электронной цифровой подписи;

отсутствие единого государственного стандарта электронного документооборота и электронной цифровой подписи;

низкий уровень информатизации отдельных областей народнохозяйственного комплекса;

низкая эффективность использования финансовых, материальных, кадровых ресурсов;

отсутствие отделов информационно-компьютерного обеспечения в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым приводит к трудностям в удовлетворении нужд в информационных ресурсах и темпах развития информатизации в муниципальных районах и городских округах, как из-за недостатков в самом структурном строении, так и через существующие проблемы с количеством и профессиональным уровнем штатных работников, особенно тех, на которых возложены дополнительные обязанности относительно рабочей поддержки технического состояния комплекса программно-технических средств;

слабый уровень компьютерной грамотности населения и недостаточный - у государственных служащих и должностных лиц органов местного самоуправления;

низкие темпы внедрения новых методов обучения с применением современных информационно-компьютерных технологий;

отсутствие современной единой информационно-телекоммуникационной системы и единого центра обработки данных Республики Крым;

недостаточный уровень пропускной способности имеющихся каналов связи, данная проблема особенно актуальна для районов и удаленных населенных пунктов;

недостаточное внедрение информационно-аналитических систем;

отсутствие надлежащего финансирования информатизации, недостаточное финансирование на приобретение, внедрение и сопровождение программно-технических средств вызывает значительные трудности в планировании работ, поскольку все значимые задачи нуждаются в разработке технических заданий и рабочих проектов и обязательном проведении тендеров, которые, в свою очередь, усложняют разработку и выполнение проектов информатизации.

Основные проблемы развития информационно-коммуникационных технологий в муниципальных образованиях Республики Крым:

неравномерность обеспечения возможности доступа населения к компьютерным и телекоммуникационным средствам, углубление "информационной неровности" между отдельными регионами, некоторыми областями экономики и разными слоями населения в городской и сельской местностях;

существенный дисбаланс в развитии инфраструктуры и степени интеграции информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в основные деловые процессы;

неразвитость информационных услуг и ресурсов для граждан и организаций;

низкий уровень информационной грамотности и готовности населения к использованию ИКТ;

высокий уровень социально-экономического расслоения населения и низкий платежеспособный спрос на ИКТ;

малая часть экономически активного населения, которое прошло специальную подготовку по использованию ИКТ в трудовой деятельности;

низкий уровень участия государства и бизнеса в обучении привычкам использования ИКТ;

низкая мотивация населения.

В Республике Крым сложилась своя уникальная ситуация, благодаря которой существует возможность построения единой информационной платформы как основы для масштабируемых информационно-аналитических систем Республики Крым.


2. Единое информационное пространство Республики Крым

Создание Единого информационного пространства Республики Крым обусловлено необходимостью использования общей информационно-телекоммуникационной инфраструктуры для органов государственной власти и бюджетных организаций для совместной работы информационных систем и предоставления гражданам услуг.

Создание на всей территории Республики Крым Единого информационного пространства с объединенными информационными ресурсами позволит:

осуществлять информационное взаимодействие органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, снизить затраты органов государственной власти Республики Крым на организацию обмена информацией;

обеспечить развитие автоматизированной системы документационного обеспечения и создание баз данных, позволяющих оперативно принимать обоснованные и экономически целесообразные управленческие решения;

снизить социальную напряженность в обществе за счет обеспечения открытости органов государственной власти Республики Крым, повышения прозрачности их деятельности, создания двухсторонних коммуникаций и каналов обратной связи с населением;

создать эффективную систему информационной безопасности, обеспечивающую защиту информационных систем области, конституционных прав граждан на сохранение личной тайны, защищенную от деструктивных воздействий;

повысить эффективность использования бюджетных средств;

повысить эффективность работы государственных органов Республики Крым;

повысить оперативность и эффективность принимаемых управленческих решений и контроль их исполнения, сократить издержки на организацию административно-управленческих процессов в исполнительных органах государственной власти Республики Крым.

Создание Единого информационного пространства Республики Крым на базе решений телекоммуникационных сетей с защищенными узлами телематических служб, позволит обеспечить автономность информационных ресурсов и информационную безопасность.


3. Использование информационно-коммуникационных технологий для социально-экономического развития Республики Крым

В целях повышения эффективности бюджетных расходов, обеспечения межотраслевой координации деятельности необходимо утверждение программы информатизации Республики Крым по ключевым направлениям социально-экономического развития.

Создание региональных отраслевых информационных систем должно носить взаимосвязанный характер и быть направлено на решение социально значимых задач Республики Крым. При планировании мероприятий необходимо сопоставлять ожидаемую социально-экономическую отдачу от создания системы с издержками на ее создание, внедрение и использование, в том числе со стороны граждан. С целью сокращения расходов и формирования единой системы целесообразно, по возможности, использовать облачную модель информатизации.

Совершенствование системы регионального управления обеспечивается за счет интеграции информационных ресурсов (систем) в ситуационных центрах, создаваемых в Республике Крым. При этом создание и развитие систем видеоконференцсвязи, в том числе в рамках функционирования ситуационных центров, должно осуществляться с учетом технических требований Федеральной службы охраны России по их сопряжению.


3.1. Образование

Информационное общество создает новые секторы активного общественно-экономического роста и соответствующие вызовы образовательным институтам. Глобальная тенденция информатизации жизни и образования отмечена во всех ключевых документах социально-экономического развития России. Системные проблемы образования во многом вызваны его отставанием от информационного общества, отставанием внедрения новых технологий. Особенно остро это проявляется в сельской местности, где шансы на развитие школьной инфраструктуры резко уменьшаются в связи с отдаленностью от центров. Однако новые технологии все активнее влияют на изменение образовательной среды. Визуализация, виртуальная реальность, облачные вычисления, искусственный интеллект, робототехника, наноинженерия, интернет людей и интернет вещей, и многие другие современные явления уже сегодня радикально и стремительно меняют вид и структуру образования, а также системные требования к образовательной среде. Цифровые технологии образуют новую социализацию и новые неравенства. Резко развиваются социальные сети, виртуальное общение и контакты, важнейшими особенностями которых стали скорость и независимость от географического местоположения, языковых и культурных барьеров.

Отсутствие государственной политики в отношении существующих стихийно меняющихся и неконтролируемых образовательных сред, имеющих серьезнейшее образовательное и воспитательное значение, уже привело к реализации и нарастанию угроз национального масштаба: активное использование школами и детскими садами несертифицированных и не прошедших государственную экспертную оценку электронных образовательных ресурсов и сервисов; неконтролируемое пребывание детей в социальных сетях, в том числе с использованием инфраструктуры образовательных организаций; рост кибер - преступлений и преступлений с помощью Интернета по отношению к детям и к детству; проникновение в школу и детский сад материалов, несовместимых с целями образования; возникновение дополнительной и нетипичной нагрузки на психическое и физическое здоровье ребенка; бессистемные закупки ИКТ - оборудования, сервисов и непрогнозируемое развитие ИКТ - инфраструктуры образования и многое другое.

С целью централизованного государственного регулирования необходимо создание единой информационно-аналитической системы "Республиканская образовательная сеть", общих информационных образовательных систем, информатизации и автоматизации образования, электронных образовательных ресурсов, ИКТ - инфраструктуры и других существенных современных условий реализации федеральных и иных государственных образовательных стандартов, управление образовательными программами, услугами и организаций. В перспективе управление может быть утеряно, а системе дошкольного, общего и дополнительного образования станет угрожать разрушение целостности и нарушение общих направлений развития детей.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»