Действующий

Об утверждении Государственной программы развития строительной отрасли Республики Крым на 2015 - 2017 годы (с изменениями на 19 сентября 2017 года)



1. Характеристика текущего состояния сферы реализации Подпрограммы и прогноз перспективного развития


Настоящая Подпрограмма разработана в соответствии с федеральной целевой программой "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2009 года N 365, и является логическим продолжением и развитием научно-практических исследований, проводимых в рамках предыдущих республиканских программ по вопросам обеспечения сейсмобезопасности и снижения сейсмического риска.


Подпрограмма разработана с целью устойчивого развития инвестиционной строительной деятельности в Республике Крым, повышения обеспеченности населения Республики Крым сейсмостойким жильем, формирования обоснованных перспективных планов градостроительного развития и рационального землепользования на территориях, подверженных воздействию сейсмических процессов, минимизации (предотвращения) уровня человеческих, экономических и экологических последствий от природных катастроф и предусматривает осуществление комплекса приоритетных задач и мероприятий, направленных на предотвращение гибели людей и снижение материального ущерба.


Социальная эффективность Подпрограммы обеспечивается:


- внедрением в практику проектирования и нового строительства обоснованных оценок прогнозных сейсмических воздействий и соответствующих сейсмических нагрузок, обеспечивающих устойчивость зданий и защищенность их от разрушений при сильных землетрясениях;


- снижением расходов на ликвидацию последствий землетрясения, в том числе на переселение людей и строительство нового временного, постоянного жилья, и выплаты компенсации за потерянное имущество;


- созданием условий безопасности проживания населения в сейсмоопасных районах, сокращением числа безвозвратных и санитарных потерь, снижением расходов на компенсации семьям погибших и раненых, расходов на лечение пострадавших, предотвращением эпидемий и массовой заболеваемости.


Рациональное вложение инвестиций в строительные объекты требует соблюдения научно обоснованных перспективных планов градостроительного развития территорий и населенных пунктов с учетом прогнозных оценок сейсмической опасности и ожидаемого сейсмического риска.


Республика Крым - высокосейсмоактивный и сейсмоопасный регион юга Российской Федерации с прогнозной интенсивностью сейсмических воздействий баллов. Общая площадь сейсмоопасной территории для массового строительства составляет около 70%, а для особо ответственных зданий и экологически опасных сооружений - более 90%. К этим же районам относятся участки с неблагоприятными в сейсмическом отношении инженерно-геологическими свойствами грунтов, усиливающих сейсмический эффект.


Ежегодно сеть сейсмических станций Республики Крым регистрирует до сотни относительно слабых и ощутимых населением местных землетрясений. В базу данных по Республике Крым внесено более 3000 землетрясений, 40 из которых отнесены к разрушительным. На территории Республики Крым также повсеместно обнаружены следы палеоземлетрясений, начиная с XV века до новой эры, с интенсивностью в эпицентре до 9 баллов.


Изучение прошлого и настоящего (инструментальными методами) позволяет оценивать долговременную сейсмическую опасность, представленную в виде комплекта нормативных карт общего сейсмического районирования (ОСР) для внедрения в практику проектирования и строительства объектов различного назначения и степени ответственности. В настоящее время проектирование и строительство новых объектов на территории Республики Крым регламентируется нормативным документом ДБН В.1.1.-12-2006 "Строительство в сейсмических районах Украины". В связи с принятием Республики Крым в состав Российской Федерации необходимо комплект карт ОСР-2004 Республики Крым актуализировать для разработки совместных карт ОСР Российской Федерации в новых границах и соответственно внести дополнения и изменения в нормативные правовые документы по проектированию и строительству.


Для выполнения требований современных нормативных документов по строительству необходимо разработать и внедрить в практику методику расчета сейсмических воздействий, с учетом особенностей сейсмотектонических условий и статистических свойств местных землетрясений Республики Крым, для расчета сейсмических нагрузок (с применением динамического метода) на ответственные, а также высотные и протяженные объекты, строящиеся на территориях Республики Крым и г. Севастополя.


Для корректной разработки строительной и инвестиционной политики, рационального землепользования необходимо иметь оценки и карты обзорного сейсмического риска для Республики Крым в целом и локального риска для отдельных крупных городов и курортных комплексов. Риски должны быть рассчитаны с учетом всех неблагоприятных инженерно-геологических условий, усиливающих сейсмический эффект и способных вызвать каскад вторичных эффектов (оползни, камнепады, провалы и просадка грунта, активизация диапиров и грязевых вулканов и т.д.). Из-за дефицита бюджетных средств такие оценки в настоящее время не проведены.


Современная сеть сейсмических станций Республики Крым не является оптимальной и эффективной для полного контроля сейсмической активности, особенно северо-западной части региона, перспективной для развития промышленной и курортной отрасли. До 2014 года сейсмический мониторинг этой части региона проводился совместно с оперативным участием сети сейсмических станций юга Украины. В настоящее время оперативный доступ к записям сейсмических станций Украины ограничен. Следует также отметить, что с 2013 года геодинамический мониторинг в Республике Крым не проводился, т.к. закрыты все наблюдательные гидрогеологические и геофизические пункты, отнесенные к ведению Министерства экологии и природных ресурсов Украины.


В связи с этим актуальной и очень важной задачей является совершенствование и расширение сети сейсмических и геодинамических наблюдений, создание оптимальной системы сейсмического мониторинга в Республике Крым для равномерного контроля сейсмической обстановки во всем регионе.