Программа разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", с учетом положений конвенции ООН "О правах инвалидов", а в 2008 году подписанной и в 2012 году ратифицированной Российской Федерацией, Федерального закона от 24.11.1995 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
По данным Федеральной службы государственной статистики по состоянию на 1 января 2015 года численность населения города Севастополя (как субъекта Российской Федерации) составила 396816 человек. По состоянию на 01.01.2015 в городе Севастополе проживают 20252 инвалида - 5% населения города. Среди них 631 инвалид-колясочник, 479 человек имеют ограничения по зрению (слепые и слабовидящие), 288 человек - ограничения по слуху (глухие и слабослышащие), 1855 - инвалиды с хроническими заболеваниями психики, 1322 ребенка-инвалида. К категории МГН, нуждающихся в формировании условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам по обеспечению жизнедеятельности, относится, помимо лиц, имеющих инвалидность, ряд других категорий граждан: граждане престарелого возраста, лица, имеющие хронические заболевания и травмы, беременные женщины, граждане с детьми младшего возраста. Оценочная численность этих категорий граждан в городе Севастополе составляет 120 тыс. человек, что составляет почти 30% населения города.
В 2014 году медико-социальными экспертными комиссиями признаны инвалидами первично 1846 человек, статус ребенка-инвалида установлен 110 детям.
МСЭК разрабатываются индивидуальные программы реабилитации инвалидам, детям-инвалидам (100%), включающие мероприятия по медицинской, психолого-педагогической, физической, социальной, трудовой реабилитации.
В 2008 году Российская Федерация подписала и в 2012 году ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. (далее - Конвенция), что является показателем готовности страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.
Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым населению. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться в частности:
на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;
на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.
С учетом требований Конвенции, а также положений Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья формирование доступной среды определяется как приоритетное направление государственной политики.
Законодательством Российской Федерации, в том числе федеральными законами "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", Градостроительным кодексом Российской Федерации и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, определены требования к органам власти и организациям независимо от организационно-правовой формы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, информации, а также ответственность за уклонение от исполнения этих требований.
Одной из целей государственной политики в области социальной защиты инвалидов является инновационный вариант решения проблемы создания условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, который обеспечивается путем разработки и внедрения в практику с учетом российского и международного опыта новых нормативных, проектно-конструкторских, технических и организационных решений, способствующих формированию в Российской Федерации доступной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения, что соответствует основным направлениям Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р.
Создание доступной для инвалидов и других МГН среды жизнедеятельности, обеспечение информационной доступности услуг для различных категорий инвалидов является важной составной частью государственной социальной политики.
В соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов, Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 31.01.2013, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года N 1662-р, постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы", постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 декабря 1999 года N 74/51 "Об утверждении "Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры", приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 06.12.2012 N 575 "Об утверждении примерной программы субъекта Российской Федерации по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения" государственная программа города федерального значения Севастополя "Доступная среда" на 2015 год (далее - Программа) предусматривает реализацию комплекса мероприятий, позволяющих обеспечить беспрепятственный доступ к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации в целях интеграции инвалидов с обществом.
Создание доступной среды для инвалидов позволит им реализовывать свои права и основные свободы, что будет способствовать их полноценному участию в жизни страны.
Еще одной целью государственной политики является создание условий для предоставления детям-инвалидам с учетом особенностей их психофизического развития и рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных и других образовательных организациях. Деятельность образовательных организаций, реализующих адаптированные образовательные программы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (лиц, имеющих нарушения в физическом и (или) психическом развитии, в том числе нарушения слуха (глухих и слабослышащих), нарушения зрения (слепых и слабовидящих), нарушения опорно-двигательного аппарата и другие) на основании рекомендаций психолого-медико-педагогических комиссий, сконцентрирована на контингенте детей, требующих с учетом состояния их здоровья условий, не реализуемых в общеобразовательных организациях. Необходимым условием реализации указанной цели является создание в общеобразовательной организации универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов.
В целях повышения эффективности функционирования государственной системы реабилитации инвалидов предусматривается совершенствование деятельности организаций, которые непосредственно участвуют в установлении инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления и потребности инвалидов в различных видах социальной защиты, включая реабилитацию, профессиональную ориентацию и трудоустройство.
Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определено, что к полномочиям совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации относятся также меры социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Таким образом, основным требованием к государственной политике города федерального значения Севастополь является обеспечение на его территории реализации мероприятий, направленных на устранение существующих препятствий и барьеров, для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (здравоохранение, культура, транспорт, информация и связь, образование, социальная защита, физическая культура и спорт).
Работа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктур началась в городе Севастополе с 2004 года.
В 2006 году при Севастопольской городской государственной администрации и при районных государственных администрациях были созданы комитеты обеспечения доступности инвалидов и других МГН к объектам социальной и инженерно-транспортной инфраструктур, в состав которых входили представители структурных подразделений городской государственной администрации и общественных организаций инвалидов. Комитеты обеспечения доступности районных государственных администраций осуществляли контроль соответствия социальной инфраструктуры требованиям государственных норм путем проведения обследований. По результатам обследования направлялись обращения к руководителям учреждений и заведений с рекомендациями о принятии мер по оборудованию этих учреждений пандусами и организации приема маломобильных групп населения.
При разработке градостроительной документации или внесении в нее изменений учитываются требования по беспрепятственному доступу к объектам жилищно-коммунального и общественного назначения лиц с ограниченными физическими возможностями и других маломобильных групп населения.
На объектах при проектировании, реконструкции и строительстве предусматривается обеспечение доступа лиц с ограниченными физическими возможностями (оборудуются пандусы, предусматриваются подъемники, лифты).
Согласно государственным строительным нормам предусматривается ширина дверных проемов с учетом использования реабилитационной техники, обеспечивается размещение визуальных средств информации.
На городских автобусных маршрутах общего пользования для перевозчиков, которые желают принять участие в конкурсе, установлено требование по обеспечению работы на маршруте не менее одного транспортного средства, приспособленного для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями, которое учитывается при проведении конкурсов и определении победителя.
По состоянию на 01.01.2015 в городе Севастополе на городских маршрутах общего пользования используется 1164 единицы подвижного состава, из них 69 единиц низкопольного транспорта для перевозки лиц с ограниченными физическими возможностями.
В настоящее время у перевозчиков города Севастополя имеются и используются на городских маршрутах 38 автобусов для предоставления услуг по перевозке лиц с ограниченными физическими возможностями. Эти транспортные средства осуществляют перевозку на более 25 регулярных автобусных маршрутах города и на заказ общественных организаций инвалидов.