Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 N 1662-р, предполагается выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики; налаживание равноправного общественного диалога по ключевым вопросам общественного развития, результаты которого станут основой принимаемых нормативных решений и обеспечат общественный консенсус по основным вопросам развития России.
Новая модель развития общества, обеспечивающая высокий уровень доверия граждан к государственным и общественным институтам, включает:
развитие сектора негосударственных некоммерческих организаций (далее - НКО) в сфере молодежной политики, физической культуры и спорта, образования и науки, здравоохранения и культуры, пенсионного обеспечения, сфере оказания социальных услуг и др.;
повышение роли институтов гражданского общества в устойчивом развитии отдельных территорий и страны в целом;
развитие новых форм социального партнерства, гражданского контроля за деятельностью государства и корпораций и механизмов общественной экспертизы готовящихся решений;
содействие развитию практики благотворительной и добровольческой деятельности граждан и организаций;
создание прозрачной конкурентной системы государственной поддержки негосударственных НКО.
Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (далее - СОНКО) с учетом социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей территорий.
(в ред. Постановления Правительства Севастополя от 22.04.2016 N 389-ПП)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2011 N 713 "О предоставлении поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям" на территории Севастополя взят курс на последовательную реализацию Постановления. Программа поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций в Севастополе на 2015 год будет утверждаться постановлением Правительства Севастополя в 2015 году.
Реализация данной Программы позволит объединить усилия различных структур органов исполнительной власти Севастополя, привнести системный подход в реализацию государственной политики по поддержке институтов гражданского общества и за короткий срок получить ощутимые положительные результаты в развитии деятельности СОНКО.
Севастополь занимает достойное место среди городов федерального значения по количеству зарегистрированных НКО. По состоянию на 1 сентября 2014 года в ведомственном реестре Министерства юстиции Российской Федерации учтены около 46 действующих на территории Севастополя СОНКО.
Наиболее значимую долю в общем количестве СОНКО занимают НКО, реализующие проекты социальной направленности (в сфере образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, социальной политики и культуры), - 76,1%, профсоюзы - 8,7% и благотворительные организации - 15,2%.
Количество вновь регистрируемых НКО увеличивается: если до 2013 года регистрировались в среднем 8 организаций в год, то в 2014 году зарегистрировано 114 организаций, а в 2015 году ожидается 35 организаций.
При сохранении основных особенностей территориального распределения СОНКО в Севастополе (подавляющее большинство зарегистрировано в Севастополе - 99,1%, на территории сельских зон зарегистрировано 0,9% НКО) отмечается устойчивый рост числа зарегистрированных НКО.
Актуальной остается задача развития региональной нормативно-правовой базы в сфере поддержки СОНКО.
Абзац исключен. - Постановление Правительства Севастополя от 22.04.2016 N 389-ПП.
Для того чтобы вклад СОНКО в социально-экономическое развитие Севастополя соответствовал потенциалу этих организаций, необходимо дальнейшее решение следующих вопросов:
повышение финансовой устойчивости, уровня организационного развития и профессионализма СОНКО;
продвижение СОНКО на рынки социальных услуг;
организация взаимодействия между СОНКО и органами власти всех уровней для совместного определения приоритетных направлений добровольческой и благотворительной деятельности;
развитие общественных совещательных структур и общественной экспертизы во всех сферах социальной политики.
Применение программно-целевого метода позволит создать единые подходы в работе с организованными общественными инициативами, обеспечить адресность вложения государственных средств, поддержать разработку инновационных подходов в становлении гражданского общества, повысить профессиональный уровень членов НКО.
Программа носит комплексный характер и обеспечивает последовательность и результативность в осуществлении мер государственной поддержки СОНКО на территории Севастополя.
В рамках реализации Программы могут возникнуть следующие риски:
изменение федерального законодательства в части ужесточения требований к деятельности СОНКО;
кризисные явления в экономике региона, что может повлечь сокращение ресурсной базы деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.